Метрики в тестировании: какие выбрать и что делать, когда они становятся KPI? |
18.11.2021 00:00 |
Автор: Людмила Лихогляд, сотренер курса “Аудит и оптимизация QA-процессов” На каждом потоке курса по аудиту и оптимизация QA-процессов, самые популярные вопросы от студентов – о метриках. Мы рады делиться с вами ответами от экспертов-тренеров курса, которые они дают студентам в чатах потока, и сегодня поговорим о KPI и значениях метрик. Вопрос: Касательно метрик: откуда берется градация, что есть отлично, хорошо и недопустимо? Например, есть метрика crash free users. Есть ли какие-то стандарты для разных категорий приложений? Как установить то пороговое значение, просадка ниже которого для нас будет инцидентом и потребует незамедлительных действий? Домен – игровые мобильные приложения. При этом СТО говорит что-то в духе: «Наши приложения должны быть лучшими и вообще не падать»:) Отвечает эксперт Людмила Лихогляд, 11 лет в тестировании. Ответ: Метрики делятся на объективные и субъективные. Отлично, хорошо и недопустимо – субъективные, но ваше желание понятно – посчитать хочется всегда. А тем более нам, тестировщикам, привыкшим, что все должно соответствовать требованиям. Какие есть варианты: 1. Отслеживать процессы в динамике, что поможет своевременно показать, когда скатываемся к ухудшению – недопустимо. Когда показатели растут – зафиксировать положительную практику и развивать ее далее. 2. Провести анализ аналогичных продуктов. В условиях рыночной конкуренции наш продукт по показателям не должен уступать другим и в чем-то быть лучше. На основании этого анализа составляются критерии под собственный продукт. 3. Существуют общепринятые стандарты качества. Вопрос: Обратный момент: если принять значение 99% для нас как нормальное, то всегда будет вопрос: а можно ли лучше, а не занизили ли планку? Может, у кого-то был опыт разруливания таких кейсов? Ответ: Критерии должны быть достижимы, не завышены, чтобы не демотивировать команду. Что плохого, если вместо 99% получите 100? Стремиться к лучшему – прекрасно. И критерии всегда можно, даже нужно пересматривать и изменять, так как и команда, и продукт развиваются, и нельзя все оценивать по устаревшим шаблонам. Вопрос: Еще вопрос про метрики + KPI. как быть с желанием людей «хакнуть» метрики, когда они становятся KPI? Принять как данность? Бороться с этим? другое решение? Ответ: Смотря что понимать под «хакнуть». Если прокачать свои скиллы, оптимизировать процессы и повысить результаты в пару раз – прекрасно, поблагодарить, пряником угостить :) Если, для примера, ведем статистику по количеству заведенных дефектов на тестировщика, и Вася Пупкин завел 100500 багов на каждый чих, из которых только три мажора, остальные – миноры, и висеть они в системе будут лет 40, так как чинить подобное не будут, то зачем нам такая метрика? Отказываемся! А если просто подтасовка или изменение результата – тут уж надо серьезно поговорить с человеком, выявить причины, мотивы и подумать, насколько можно доверять этому сотруднику и стоит ли доверять? Тут точно «принять как данность» нельзя. Так что все зависит от конкретной ситуации. Казнить нельзя помиловать! Вопрос: Сколько метрик нужно внедрять? Ответ: Для первого внедрения предлагаю ограничиться 3-5 метриками, получить первые результаты, проанализировать и потом внедрять что-то новое. Возможно, некоторые метрики не приживутся и вы от них решите отказаться – это нормальная практика. В рамках курса «Аудит и оптимизация QA-процессов» мы помогаем студентам выявлять те метрики, которые будут им максимально полезны в конкретных ситуациях. Из тех более трехсот метрик, которые мы когда-либо использовали, мы выбрали 94, наиболее наглядно иллюстрирующих возможности этих инструментов, и приложили их в качестве дополнительного материала к уроку №3. |