Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Мастерство повествования
10.12.2020 00:00

Автор: Пол Симан (PaulSeaman)
Оригинал статьи
Перевод: Ольга Алифанова

В моей прошлой статье "Не все могут тестировать" я отметил важность способности рассказывать о своем тестировании. Если вы хотите, чтобы люди понимали вклад тестировщика и ценность, которую привносят в разработку хорошие тестировщики и тестирования, вам нужно уметь рассказывать ясные, основанные на фактах, увлекательные истории. Если вы хотите возвысить тестирование в восприятии далеких от него людей, убрать слово "ручное" из термина "ручное тестирование", провести четкую грань между тестированием и автоматизацией тестирования – рассказывайте соответствующие истории. Рассказывайте истории с внятным контекстом, внятными сообщениями, истории, нацеленные на вашу аудиторию (да, это значит, что одна и та же история не сработает на разные аудитории). Возможно, кто-то удивится, что я использую термин "истории" вместо того, чтобы просто сказать "расскажите", и это логичный вопрос. Использование этого термина – намеренный выбор, потому что истории – хорошие истории – это мощный способ коммуникации с людьми. См., например, отрывок из Harvard Business Publishing.

Истории – один из самых мощных способов для лидера получить влияние, научить и вдохновить. Что делает истории такими эффективными для обучения? Начнем с того, что они создают связи между людьми, а также между людьми и идеями. Истории передают культуру, историю и ценности, объединяющие людей. Когда речь идет о наших странах, сообществах и семьях, мы интуитивно понимаем, что наши общие истории – это важная часть связывающих нас уз.

Это так же верно для мира бизнеса, в котором истории организаций и истории, рассказанные их лидерами, помогают упрочить взаимоотношения так, как не могут сухие факты маркированных списков или голые цифры.

https://www.harvardbusiness.org/what-makes-storytelling-so-effective-for-learning/ 


В этих двух параграфах описано несколько очень желательных результатов. Влияние, обучение, вдохновление, создание связей между людьми/между людьми и идеями, упрочение взаимоотношений. Итак, первый момент: если вы хотите повлиять на то, как тестирование воспринимается далекими от него людьми, то вам нужны истории и практика их изложения. Что такое хорошая история? На самом деле это зависит от вас и, возможно, от того, сколько времени вы хотите посвятить построению историй и практике хорошего ее изложения. Как-то я спросил преподавателя гитары, сколько времени надо практиковаться, чтобы стать великим гитаристом. Он сказал, что как только мне кажется, что я велик – уже достаточно, но предостерег меня – другие люди могут иначе воспринять мое величие. Однако до того, как вы сможете рассказать историю, вам нужна история, чтобы ее рассказывать.

Время признаний. Я пишу о многом, что не публикуется, потому что не могу убедить себя, что это хорошие истории. Зачастую я пишу о чем-то, когда мне нужна обратная связь – я хочу убедиться, что не несу чушь. Поэтому я отлично знаю, что рассказывать истории может быть непростым делом. Я пишу о тестировании не первый день, и все еще иногда чувствую себя самозванцем.

Однако, хоть практика и не сделала меня совершенством, по мере практики писать статьи стало проще. Схожим образом я создавал и улучшал тест-истории, которые можно с комфортом использовать, рассказывая о тестировании кому угодно – от новеньких тестировщиков до генеральных директоров (странным образом тут синдром самозванца меня не посещает – люди потрясающе загадочны).

Представим сценарий, который, насколько я знаю, довольно распространен. Вы тестировщик и сидите в хвосте процесса разработки. Ожидается, что вы соберете тест-требования, напишете детальные тест-кейсы, прогоните их (возможно, с какой-то метрикой "среднего за день"), и отчитаетесь о багах. Если вы так описываете свою роль тестировщика, если это ваша тест-история – вы себя недооцениваете и рисуете портрет человека, которого можно легко заменить машиной. Как же это улучшить?

Начнем с настоящего разбора того, что вы делаете (или можете делать), если вышесказанное – про вас. Когда вы собираете тест-требования для документации, вы ищете проблемы, двусмысленности, заявления, которые просто не соответствует вашему пониманию проекта или того, что вам известно о системе. Поэтому вы делаете из них предмет обсуждения. Делая это, вы сообщаете о возможных проблемах до того, как они станут кодом. Вы влияете на качество продукта, вы активно боретесь за него и ищете потенциальные проблемы, которые могли быть упущены коллегами. Видите разницу? "Я пишу тест-требования" против "Я помогаю людям повышать качество, идентифицируя потенциальные проблемы до того, как они закодированы. Это помогает моей компании снизить издержки и повысить удовлетворенность клиентов".

Замечали ли вы, что в ходе создания детальных тест-кейсов вы иногда задумываетесь о не покрытых спецификацией сценариях (честно говоря, под это определение попадает просто все, находящееся вне "счастливого пути"). Делаете ли вы заметки об этой недостающей информации, добавляете ли вы ее в ваши тест-кейсы (я делаю заметки – я не особый любитель детальных кейсов). То есть вы можете сказать "Я пишу кейсы и прогоняю их", а можете – "я пишу кейсы и делаю заметки о сценариях, которые не покрыты явно, о том, о чем могли не подумать в ходе проектирования и разработки. Я разговариваю с аналитиками и разработчиками об этих пробелах, а затем в ходе тестирования исследую эти сценарии на соответствие схожим известным и приемлемым результатам". Какую историю вы предпочтете рассказать? Не кажется ли вам, что одна из них более привлекательно описывает вашу деятельность как тестировщика и ту ценность, которую вы приносите культуре качества?

Подведем итог. Истории – мощный способ передачи резонирующих сообщений, способных укрепить взаимоотношения и взаимопонимание "так, как не могут сухие факты маркированных списков или голые цифры". К сожалению, ваши тест-истории должны создаваться вами. Кто-то другой может создать их для вас, но тогда это будут не ваши истории, им будет недоставать той достоверности, которой отличаются хорошие истории. Рассказывать истории – это не тот вид деятельности, на подготовку к которому хватит пяти минут (если, конечно, у вас не было богатой практики и множества готовых историй). Потратьте время, поймите, что делает вашу тест-работу значимой, создайте свои истории, попрактикуйтесь, улучшайте их, и будьте готовы их рассказать. Я привел очень простые примеры и сделал это намеренно, для иллюстрации. Итак, разберитесь со сложностями своей работы, вникните в свои навыки и отпразднуйте их захватывающими историями. 

Обсудить в форуме