Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Тестирование оптимизации поисковой системы
05.12.2023 00:00

Автор: Триша Четани (Trisha Chetani)
Оригинал статьи
Перевод: Ольга Алифанова

Уроки

Хорошие практики разработки ПО пересекаются и приносят пользу на разных уровнях проекта разработки.

Хорошая практика разработки ПО не принимает на веру информацию о пользователях или их потребностях.

Активно прислушивайтесь ко всем заинтересованным лицам проекта, разговаривайте с разработчиками и проводите собственные исследования, чтобы узнать о новых точках зрения.

Процесс

В 2014 году я присоединилась к проектам тестирования оптимизации поисковой системы, а также к проектам, сконцентрированным на повысившемся трафике сайта. Поначалу разработчики говорили мне, что нужно протестировать, так как я не понимала, на что повлияют изменения. Обычно я тестировала именно это и сообщала о багах.

Кратко объясню, что случилось в прошлом релизе, и почему, по словам команды, я там оказалась. Как я поняла, компании пришлось заплатить Google огромный штраф из-за проблемы в прошлом релизе, так как они не хотели потерять имеющуюся базу пользователей. Проблема заключалась в том, что исправляя и улучшая множество аспектов поисковой оптимизации, мы упустили дупликацию страниц – HTTP и HTTPS. Так как все страницы дублировались в Google-поиске, наш сайт и рейтинг всех его страниц начал падать, а не расти.

Вернемся к тому, что я делала в команде. Я старалась глубже понять, чего от меня хочет разработчик, потому что начала видеть паттерны. С точки зрения команды мне повезло – мне помогал старший тестировщик. Но это было лишь поначалу, так как вскоре я оказалась одна – старший тестировщик ушел в отпуск по уходу за ребенком. На критический период релиза я осталась одна. Старший тестировщик полностью занимался модулем поисковой оптимизации, а также последние несколько месяцев помогал мне.

Так как он отсутствовал, у меня появилась возможность поговорить с руководителями разработки и бизнеса. Временами разговоры были трудными, так как я не знала ответа на вопрос, задаваемый мне руководителем разработки и представителями бизнеса – «Хорошо ли ты протестировала? Насколько ты уверена в релизе?» Я была с ними честной, потому что в этой области у меня в те времена не хватало опыта, и я старалась как могла.

Мы с руководителем разработки ездили из офиса на одном такси, так как жили рядом. Я завела с ним приятельские отношения и стала задавать больше вопросов и лучше разбираться в его опыте и отраслевых нюансах. В ходе одного из самых интересных разговоров он объяснил, что, как правило, у компании есть внутренняя SEO-команда и внутренняя анти-SEO-команда. Большинство сотрудников не понимают, как работают алгоритмы Google, и у компаний есть специальная команда, которая изучает происходящее с другой точки зрения, помогая SEO.

Я сочла это важным, а он сказал, что хочет, чтобы и в нашей компании было нечто подобное. Позднее, участвуя в SEO-конференциях, я узнала, что существуют «белые» и «черные» эксперты SEO.

Подождите! Это еще не все сюрпризы.

  1. Я узнала, что старший тестировщик прошел собеседование в офис компании в США и переезжает сразу после своего отпуска. Мой менеджер тоже покидает компанию. У меня будет новый менеджер и новый старший тестировщик, который будет помогать мне, параллельно изучая прочие текущие и новые проекты. Ситуация начала усложняться, хотя в своем небольшом опыте, полученном в ходе сотрудничества со старшим тестировщиком.
  2. Пока мы готовились к релизу и адаптации к переменам в команде, Google объявил о серьезных изменениях в работе алгоритма – релиз пришлось отложить, чтобы продукт соответствовал этим изменениям. Как тестировщик, я многое узнала о тестировании оптимизации поиска, изучая, как эти перемены повлияли на существующие страницы.

Если я правильно помню, в те времена росла популярность мобильных приложений, и Google рекомендовал, чтобы сайты и приложения не сильно отличались.

Я засучила рукава и начала изучать внутреннюю документацию команд. Я нашла множество ресурсов – письменные документы, видео, сайты, конференции, и т. д. Я также обнаружила тест-планы, тест-кейсы, заведенные другой командой баги, связанные с аспектами того, что мы собирались улучшать. Моя уверенность росла, потому что я могла разговаривать с большим количеством людей и в ходе разговора узнавать о SEO еще больше.

Вот что я выяснила, разбираясь с этой непростой для меня ситуацией.

Терминология

Я поняла, что ряд общих терминов очень полезен в обычном контексте – например, «органический» (естественный способ поиска), «неорганический поиск» (платный поиск). Затем они делились на страничную и внестраничную оптимизацию. Насколько я помню, категорий поиска, отслеживаемых нами, было больше – прямой, платный, социальный, реферальный, отображаемый, аффилированный. Мне было интересно разбираться в отслеживании этих источников трафика. Я смогла это изучить, тесно сотрудничая с разработчиками.

Сканирование

Сканирование сайта – это процесс, позволяющий поисковой системе читать страницы сайта. Но тут есть ряд проблем. В ходе сканирования изучается домашняя страница и все присутствующие на ней ссылки. Процесс продолжается, пока сайт не будет покинут. Это также называется внутренней сеткой. Боты-сканеры (вроде ботов Google и Bing) управляются человеком или вором, крадущим содержимое сайта. Хозяева сайта должны отслеживать эти аспекты – иначе они могут потерять бизнес. Сканеры отслеживают информацию вроде нужды в индексации страницы. В частности, они отслеживают заголовок, статус-код, теги header и meta, внутренние и внешние no-follow ссылки, пагинацию, теги hRef, каноничные URL, глубину сканирования, пустые или дублированные страницы, фильтры URL, категорию страницы, сравнение сканов, и т. д. Сканер получит информацию о user-agent, скорости и ограничениях сканирования.

Индексация

Индексация – это процесс хранения и организации страницы в индексе после достижения понимания содержимого страницы. Операторы Google-поиска помогают понять, индексирована страница или нет. И нельзя забыть о Robot.txt, где указано, какие страницы доступны для сканирования. Заголовок и текст очень помогают улучшить индексацию.

Ранжирование

Ранжирование – это процесс, путем которого оптимизированная поисковая машина предлагает наилучший вариант для ключевого слова, введенного пользователем. Актуальность улучшает ранг страницы. Множество сайтов предлагают способы улучшения этого ранга.

Сайтлинк

Сайтлинк, запущенный для улучшения удобства использования Google, еще называют SERP. Они появляются с поисковой строкой, которую пользователь задействует для поиска по сайту. Это улучшает осведомленность о бренде и уровень кликабельности, а также позволяет пользователям найти интересующую страницу.

Богатство содержания

Чтобы улучшить SEO страницы, нужно найти ответ на вопрос, насколько качественное и богатое у сайта содержание, вернутся ли туда пользователи. К примеру, есть ли дупликация содержимого? Автоматически сгенерированное содержимое? Нехватка содержимого? Его отсутствие? Скрытое содержимое? Не слишком ли его много? Есть ли у страницы единая тема или мотив?

Поисковые запросы

Оптимизация ключевых слов проводится для привлечения пользователей. Нужно выяснить, какие запросы используются чаще всего. Ключевой фактор тут – понимание своей целевой аудитории. Это также можно сделать при помощи схожих ключевых слов и сравнения, что занимает некоторое время. Участвуя во встречах заинтересованных лиц и прислушиваясь к разговорам разработчиков, я смогла воспользоваться инструментами, помогающими мне тестировать конкретные поисковые слова, которыми люди могут воспользоваться. Это позволило подсказать компании, как улучшить поисковые слова наших страниц.

Теги Header, Meta, и т. д.

Большинство тегов header и meta используются для улучшения поисковой оптимизации – заголовки, описания, URL. Хорошо, когда они понятны и имеют отношение к сути. Как правило, для описания картинок используются теги alt – это должно быть правильно сделано с сохранением уникальности тега.

Обратные ссылки

Я выяснила, что обратные ссылки с других страниц помогают улучшить SEO. Иногда это также улучшает удобство использования, так как пользователь понимает, откуда он пришел.

Производительность

Абсолютно новый аспект: скорость загрузки веб-страницы улучшает ее SEO.

Социальное влияние

Цитаты и социальные сети могут улучшить SEO страницы. Однако нужно добавлять ссылки внутри страницы, ссылки не должны уводить пользователя на другие сайты – то есть не должны быть реферальными.

Было и многое другое, но эти концепции я считаю наиболее важными.

Из своего изучения SEO я извлекла ряд важных уроков:

  1. Хорошие практики разработки ПО пересекаются, помогая на разных уровнях проекта.
  2. Хорошая практика разработки ПО не принимает на веру информацию о пользователях или их потребностях.
  3. Активно прислушивайтесь ко всем заинтересованным лицам проекта, разговаривайте с разработчиками и проводите собственные исследования, чтобы узнать о новых точках зрения.
  4. Предугадывая будущее, можно создать автоматизированный сканер, чтобы улучшить тест-покрытие в дальнейшем.

В ходе этой работы я выросла, как тестировщик, и, надеюсь, моя статья поможет вам узнать и о том, как тестировать SEO, и о том, как расти как тестировщику в любой иной области.

Обсудить в форуме