Простой подход к тест-планированию |
22.03.2021 00:00 |
Автор: Саймон Найт (Simon Knight) Не утомляйте и не путайте ваших заказчиков длинными тест-планами. Вместо них воспользуйтесь этими вариантами – они легче, проще, и удобопонятнее. По моему опыту планирования тестирования в различных условиях, командах и организациях, ценность этого планирования не состоит в документе как таковом – она заключается в мыслях, рассматриваемых видах деятельности, ресурсах, потенциальных рисках и предположениях о проблемах. Глубокие размышления об этих факторах и их фиксация в любой форме – вот в чем задача этого упражнения. Конечно, документация этих мыслей может пригодиться, когда нужно рассказать о тестировании команде подчиненных. Этот документ не столь полезен для передачи заказчику информации о ваших намерениях в вопросах тестирования. Гораздо лучше собрать всех этих людей вместе в ходе формулирования плана, чтобы они предоставили вам необходимую для планирования информацию, и внесли свой вклад в "что, когда, кто, где, как" вашего плана. Мудрый совет: составляя тест-план, держите в уме пять вопросов:
На заре карьеры я тратил значительное время на составление развесистых тест-планов – они занимали около 30-60 страниц, в зависимости от сложности проекта. При этом меня всегда преследовала мысль, что никто не будет читать их с такой же тщательностью, с какой я подошел к их составлению. К счастью, появление более гибких методов работы привело к тому, что у заинтересованных лиц не хватает терпения на подобные документы – вместо этого они предпочитают и даже ожидают вовлечения в процесс планирования. Если это учитывать, то лучше выбирать более "легкий" механизм тест-планирования и документации. Вот три варианта действий для совместного составления тест-плана. Тест-план как ментальная карта В ходе своей карьеры тестировщика я стал ценить ментальные карты, как бесценный инструмент. Как только мне необходимо что-то проанализировать, ментальные карты – неважно, цифровые или на бумаге – это мой выбор для исследования проблемной области. Для исследования проблематики тест-плана я тоже рекомендую применять именно их. Вот как бы я подошел к составлению ментальной карты тест-плана:
Мудрый совет: не старайтесь достичь совершенства, какую бы форму ни принимал ваш тест-план. Будьте готовы к тому, что заказчики и команда будут задавать вопросы про план. Его можно обновлять и пересматривать, и это куда менее болезненно, если вы не успели убедить себя, что тест-планирование "завершено". Вы должны расценивать его как рабочий документ, объект постоянного пересмотра и обновления в зависимости от прогресса тестирования. Когда все готово, вы получите документ вроде этого – или совершенно иной, все зависит от специфики вашего подхода и контекста. Любой вариант нормален. Как я уже упоминал, ценность тест-плана заключается в планировании (размышлениях), а не в документе как таковом. Для дополнительных очков составляйте вашу карту совместно с ключевыми заинтересованными лицами проекта или продукта. Объясните им свои доводы и ход мыслей. Составьте тест-план вместе. Дайте им возможность добавить свои мысли и идеи, и в результате купиться на ваш подход. Внедрение и выполнение вашего плана в результате пройдут более гладко. Вот еще ряд примеров ментальных карт в тестировании: Тест-план в одну страничку Схожий подход – использовать для тест-плана (или постараться) одностраничный документ. В плане содержимого этот подход охватывает практически те же самые вопросы, что и ментальная карта: ведь что такое ментальная карта, как не стилизованный набор маркированных списков? Однако не все любят читать или рассматривать ментальные карты, считая их непонятными или трудными для вникания. С этим возражением можно бороться при помощи простого одностраничного документа, при этом ваш план останется кратким и легким. Охват вашего документа и последовательность шагов тоже практически идентична:
Возможно (и скорее всего), вы обнаружите, что ваш тест-план не влезает на одну страницу. Не волнуйтесь. Если у вас есть намерение минимизировать объем информации, то все в порядке. Убедитесь только, что вы изложили всю необходимую заинтересованным лицам и тестировщикам информацию, нужную им для следования пунктам вашего плана. Мудрый совет: Используйте простой текстовый редактор, а не богатые форматированием инструменты вроде Word или Google Docs. Использование простого редактора и простой разметки сбережет место и сохранит вашу цель сокращения документа до одной страницы. По моему опыту, это также хороший способ упростить совместное планирование. Соберите всех в одном помещении (виртуальном или физическом), покажите им документ, над которым вы работаете. Пишите документ в ходе обсуждения. Фиксируйте идеи команды и заказчиков. Размышляйте над их мыслями публично словами на странице. Следуя этому подходу, вам будет легче получить поддержку – ведь документ содержит мысли этих людей, зафиксированные в ходе совместного планирования. Тест-матрица Еще одна итерация того же хода мыслей – это тест-матрица. Я никогда не был поклонником этой модели, но они очень популярны в Lean и Agile-подходах – поэтому при необходимости я их использую. Если у вас уже есть хорошо сформулированный набор секций тест-плана (например, неоднократно упомянутый выше), распределение их в матрицу – простое дело. Вот несколько примеров, чтобы вы поняли, о чем речь.
Повторю еще раз, что ключевая выгода от этого подхода – это создание хорошего механизма для совместного тест-планирования. Поэтому это можно делать разными способами, в зависимости от предпочтений команды:
Или же можно пойти другим путем и использовать, например, Trello. Упрощенное тест-планирование Я большой фанат этой цитаты из Хельмута фон Мольтке: "Никакой план не переживает первой встречи с противником". Особенно мне нравится версия от Майкла Тайсона: "Все думают, что у них есть план, пока не получат по лицу". В эпоху современного тестирования вам не нужен длинный тест-план для выражения своих намерений в ходе этой итерации, или даже проекта целиком. Зачастую вам просто надо убедиться, что вы определились, что нужно сделать, когда и кто этим будет заниматься, как это будет сделано и какие ресурсы вам понадобятся. Чаще всего эти идеи можно быстро зафиксировать, используя более гибкую форму документации – вроде описанных выше. Как я упоминал в начале статьи, сам по себе план ценности не несет. Важны те мысли, которые легли в его основу. План – это в лучшем случае документ-посредник, фиксирующий намерения на определенную дату. Он практически неминуемо изменится в ходе развития проекта и появления новой информации. Вместо того, чтобы создавать огромный документ, устаревающий в момент его завершения, сфокусируйтесь на создании небольших, гибких документов, которые легче обновлять при необходимости. И сотрудничайте! Все упомянутые мной подходы можно использовать для упрощения значимого сотрудничества между теми, кто ответственен за тестирование, и теми, кто глубоко заинтересован в его результатах. Более того, использование ментальных карт хорошо работает онлайн – люди могут видеть, как развивается ментальная карта в ходе обсуджения. То же самое можно сказать и про матрицу, и про одностраничный план, но ментальная карта куда сильнее визуально. Использование инструмента вроде XMind даст вам возможность легко и быстро продемонстрировать взаимоотношения между элементами плана, и подчеркнуть их при помощи графики. |