Препарируем RUP — задачи и роли в тестировании |
20.10.2008 11:36 | ||||||||||||||||||||
Автор: Панкратов Вячеслав Классификация задач и ролей в тестировании, основанная на методологии RUP. Вокруг ролей и задач, связанных с тестированием и обеспечением качества, сложилось несколько противоположных идейных течений, которые усердно культивируются носителями этих идей. Точки зрения во многом противоположны, во многом противоречивы. Тестирование видится с одной стороны каким-то полумеханическим процессом, который не требует особенной квалификации: тестировщика видят эдаким «кликальщиком», который просто гоняет приложение, ждёт пока оно «упадёт», потом радостно сообщает об ошибке и продолжает в том же духе. В последнее время, надо отдать должное, появляются материалы о тестировании и качестве, выходят в свет книги, развиваются сайты посвящённые этому направлению — это направление мысли постепенно сходит на «нет». С другой точки зрения, которую, наверное, культивируют отчасти и сами тестировщики (в самом широком смысле этого слова), тестирование — это процесс, покрытый множеством неопределённостей, трудно формализируемый и поддающийся оценкам. Если же к тестированию добавить автоматизацию, которая по оценкам тех, кто внедрял инструменты и решения для тестирования, требует больших (по сравнению с ручным тестированием) трудозатрат и говорить об оценке качества продукта, направление тестирования получается совсем непрозрачным для стороннего наблюдателя, а порой и для самих тестировщиков и QA. Как мне кажется, связана такая ситуация с тем, что существует определённое непонимание процессов связанных с тестированием и обеспечением качества. Между тем, направление тестирования чётко определено ролями и задачами, которое оно решает. Определившись с ролями и задачами, можно не только представить себе более-менее стандартный процесс тестирования, но также понять, что к нему не относится. Заметим, я не отождествляю процессы тестирования и обеспечения качества. К задачам обеспечения качества я планирую вернуться в последующих публикациях. Сейчас я предлагаю рассматривать тестирование, как часть процесса обеспечения качества. Попробуем определиться и понять, какие же роли и задачи решаются направлением тестирования. Чтобы не изобретать велосипед, я предлагаю взять за основу существующую методологию RUP (Rational Unified Process), как наиболее общий и полный вариант.
Попробуем взять шаблон RUP-а для MTP (Master Test Plan) и отсечь всё лишнее, что не касается темы данной статьи. Самое интересное, что отсечь пришлось практически весь шаблон, оставив только одно приложение и табличку, для расчета ресурсов. Добавим перевод, вырежем лишнее. Деятельность/Задачи тестирования (Testing Activities)Рассмотрим более подробно существующие активности/задачи связанные с тестированием:
Роли в тестировании (roles)
Как видите, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что тестирование — вполне определённый процесс с выделенными ролями и зоной ответственности для различных игроков проекта. Порядок перечисления задачи определяет обычный (полный) цикл проведения тестирования. Такой цикл может применятся, как для проектов ориентированных на длительные итерации, так и для «быстрых» проектов ведущихся по эволюционным методикам (evolutionary) или согласно набирающему обороты XP. Надеюсь, после небольшого экскурса во внутренний мир задач и ролей в тестировании, неразберихи станет меньше. Tags: |