Что пишут в блогах

Подписаться

Онлайн-тренинги

Конференции

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Про инструменты

.
Выбор мобильных устройств: пошаговая инструкция для начинающих QA. Часть II
23.09.2020 00:00

Автор: Светлана Скребнёва, телеграмм автора: @DigitalCityQA

Только за месяц этот вопрос был задан на трех митапах по тестированию, естественно в том формате ответ был очень общий. Информации совсем немного. Задача требует работы со статистикой, а это в основные обязанности тестировщика не входит. Я со статистикой работала плотно, есть что рассказать, чем поделиться и, что не менее важно, сейчас у меня есть время, а такая публикация требует его немало. Я ничего не продаю, я просто делюсь своими знаниями ).

Просьба к опытным QA mobile поделиться своим опытом в комментариях. Это не займет много времени. А новичкам это нужно.

В первой части мы заглянули в готовый список и прошли четыре первых шага: попытались получить свою статистику, проанализировали приложение и ЦА, подготовили шаблон требований/характеристик, изучив статистику производителей. И отдельно подумали нужен ли нам планшет(ы).

Во второй переходим к выбору конкретных моделей, попутно изучив лидеров и общие тенденции рынка.


Обозначим основные принципы выбора устройств:


  • стремимся охватить больше параметров из первой таблицы;
  • между популярностью и разнообразием выбор в сторону разнообразия, но с учетом популярности;
  • для Android наиболее важный критерий – производитель, следом экран (соотношение сторон);
  • учитываем не только бюджет, но и количество тестировщиков на проекте.

Мы подберем устройства для условного нового приложения на обе платформы. ЦА – среднестатистическая, русскоговорящая. Гео: Россия (2/3 пользователей) и Украина, Беларусь. Само приложение не использует камеру, GPS etc. В команде предполагается три тестировщика.
Наша команда сказала «да» на вопросы про планшет и Huawei.
Теперь «шагаем» дальше.

5. Готовим таблицу устройств

Она тоже, скорее всего, будет индивидуальна, вариант ниже – это самая основа для нашего «среднестатистического».

Цены указываю московские, переведенные в $. В Европе дешевле, в регионах дороже.
Желательно еще добавить столбец «Пояснения», туда например «топ-1 Android по РФ, трафик 20…г» и столбец на логическое разрешение. Позже сюда же добавить столбец OS и распределить кому что.

6. Первым в список претендентов занесите эталонное устройство (актуально для Android)

Обычно это Google Pixel. Именно с него желательно начинать тестирование.
Наиболее благоприятно была принята бюджетная модель 3a (вдвое дешевле флагманов), снятая с производства в июле 2020 (в августе-сентябре ожидается анонс 4a), пока запишем Google Pixel 3a, еще можно найти в продаже.

Иногда (в распределенной команде) этот пункт может быть заменен (или внесен в список вторым пунктом) на «любимый девайс разработчика», вполне возможно это будет большой гиковский OnePlus или Samsung на чистом Android. На нем желательно прогонять найденные на других устройствах баги. Неплохо помогает от «у меня не воспроизводится» в сложных случаях. Либо прямое указание на девайсозависимость в багрепортах облегчает жизнь разработчикам, когда вы одна команда.

Впрочем, при очень скромном бюджете это можно оставить и на потом: разработчикам будет сложнее, но и ваша аудитория скорее всего не на Пикселах и ВанПлюсах сидит.

7. Самые популярные

На эти устройства ляжет самая большая нагрузка, больше всего времени вы проведете именно с ними.

Если ваше приложение ориентировано не технологически продвинутую аудиторию, идите за статистикой на AppBrain.

Мы же отправимся на DeviceAtlas .

По их заверениям они охватывают порядка 20% пользователей и это действительно высокий охват, но как любая «не ваша» статистика, не 100% верный (можно например сравнить со статистикой AppBrain по ссылке выше). В открытом доступе топ-12 мобильного трафика по нескольким десяткам стран. Есть Россия и Украина. Пока еще данные на Q2 2019.





Начнем с iOS, тут все просто и понятно, записываем iPhone7. Лидер по трафику, удачная модель с хорошими продажами, процент со временем будет падать, но еще долго продержится в топах.

На Android в таблицу записываем Xiaomi Redmi Note 4.



Для понимания ситуации с лидирующими устройствами покажу три диаграммы с трех разных сайтов: общетематический, с широкой тематикой и узкотематический.

Первое на что хочу обратить ваше внимание – нарезка торта узкими сегментами, иными словами минимальная разница между первым, вторым, третьим популярным устройством. Так что если допустим у вашей группы уже есть в наличии Xiaomi 4X (Xiaomi-лидер прошлых лет), нет необходимости докупать Note 4.

Второй момент – ЦА может отличаться в предпочтениях, от среднестатистического использования устройств, что видно на третей диаграмме, обратите внимание на позиции 2 и 6 (Meizu M3s и ASUS ZB602KL).







8. Перспективные новички

Теперь от лидеров трафика перейдем к лидерам продаж. Просматриваем общие тенденции, смотрим были ли явные лидеры (продажи с большим отрывом, а не просто первый среди проданных) и обращаем внимание на iPhone, который в нашей таблице пока только один и модели тех лидирующих с большим отрывом производителей (Android), которые у нас еще не закрыты (Samsung и Huawei).

Тут просто поиск в помощь. Начинаем с общих, потом переходим на регион. По мировым тенденциям узнаем что в конце 2019 Apple (в IV квартале продано 73,8 млн штук) обошел Samsung, во многом благодаря продажам 11-х моделей, а в 2020 вперед вырвался Huawei, но преимущественно за счет китайского рынка. По Самсунгу не оправдали надежд продажи Galaxy S20, но отлично пошел Galaxy A51. Xiaomi «захватил» Индию став там номером 1, и продолжает движение в Европу.

В августе начались продажи Samsung Galaxy M31s, который по сути тот же A51, но с очень большой батареей (6000mAh), компания возлагает надежды на эту модель, надеясь отвоевать у Xiaomi упущенное лидерство.

На Российском рынке активно идут продажи телефонов компании Huawei (бренды Huawei и Honor) невзирая на проблемы с Google Play, а среди продаж Самсунга более трети пришлось на Samsung Galaxy A51, это явный лидер.



Вносим в таблицу iPhone 11 (хотя при большем бюджете можно бы было взять допустим iPhone Xs и 11 Pro Max, чтоб полнее закрыть варианты по экранам) и Samsung Galaxy A51

9. Доукомплектовать тройку лидеров-производителей (Android)

У нас закрыты Xiaomi и Samsung, осталось подобрать устройство Huawei.

Открываем DeviceAtlas и поиском по странице ищем и выписываем какие модели лидируют у соседей:

  • Испания: Huawei P8 Lite (1), Huawei 20 Lite (3);
  • Италия: Huawei P10 Lite (2), Huawei P8 Lite (4), Huawei P9 Lite (5), Huawei P20 Lite (6);
  • Польша: Huawei P9 Lite (3), Huawei Mate 10 Lite (5).

В скобках указана позиция в рейтинге среди Андроид-устройств на эту страну.

Проверяем характеристики тех, что встречаются несколько раз, желательно найти 18:9.
Huawei P8 и P9 с таким же экраном, как Xiaomi Redmi Note 4 который уже в списке, а вот Huawei P20 Lite 19:9, что тоже вполне подойдет. К тому же на той статистике сайтов, что кидала выше – эта модель на 4-й позиция на среднем графике, т.е. на местном рынке представлен и активно используется. Отлично. Записываем.

Если нет реальной статистики сайтов – обязательно проверить продается ли модель в РФ.

10. Пятый игрок на Adroid

Теперь внимательно посмотрите обе таблицы, сверяя чего не хватает.

Вполне возможно, что через пару лет при выборе по этой схеме у вас останется незакрытым соотношение сторон 16:9. У нас же нет варианта 18:9. И нет девайса на Android c бровью/челкой, да и разрешение сплошь 1080, хоть на него сейчас и приходится 75% устройств, неплохо бы закрыть и 720/750.

Идем в каталог, который дает возможность выбирать устройства по параметрам включая соотношение сторон. Такая возможность есть на e-katalog.

Просматриваем результат, обращая внимание на Lenovo, LG, Sony, Nokia (в первой части, когда производителей смотрели, обращала ваше внимание), Meizu, ASUS (были в статистики сайтов выше).

Это устройство будет использоваться не очень активно, не имеет смысла брать дорогую Соньку, смотрим варианты подешевле.

Устанавливаем 18:9, сортировка по популярности. Выбираем «с челкой» и … нет ни одного соответствия.

Убираем 18:9 и смотрим что есть с челкой.

Хороший вариант за $125 Nokia 5.1 Plus, но уже нет в продаже.

Выбираем Motorola Moto G7 Play. Соотношение сторон не то что искали, но при этом разрешение всего 720 и челка – неплохие параметры для тестирования при цене $97.

11. Планшеты

В первой части было обсуждение нужны ли планшеты вообще. Там же посмотрели, что однозначно лидирует Apple.

У iPad четыре модельных ряда: просто iPad, iPad Air, iPad mini, iPad Pro.

Сама бы с удовольствием почитала мнение профи, есть ли разница на каком именно тестировать. На мой взгляд, важно чтоб в пуле устройств был хоть один iPad и если это не специализированное приложение, не имеет большого значения который именно.

Я сделала ставку на iPad Pro 12.9`.

Во-первых самый большой экран, во-вторых у него хорошие перспективы и его процент будет расти: его любят дизайнеры, его покупают вместо ноутбука (с клавиатурой), прошками снабжают своих сотрудников/представителей многие крупные фирмы.

Но можно было взять mini 5 (у меня сейчас mini 5, Pro 12,9 в планах).

Потому что предыдущие четыре mini в свое время были лидерами продаж и исходя из этого количество девайсов на руках должно быть заметным и у него разрешение такое же как у Air 2 и Pro 9.7 (разрешения).

Можно было взять простой iPad потому что это «золотая середина» или iPad Air 3, потому что по статистике «в мире» больше всего их младшей версии iPad Air 2.

У Apple есть сравнением моделей www.apple.com/ru/ipad/compare доступны как модели в продаже, так и уже снятые с производства (отдельным блоком в общем списке).



Теперь переходим к Android.
Статистику по производителям смотрим на Statcounter.







Статистика по странам несколько отличается, но везде лидирует Samsung.

Не имея доступа к статистике трафика по моделям планшетов, гуглим что там было с продажами в прошлом году.

В 2019-м самыми популярными у Samsung были дешёвые модели Galaxy Tab A и Galaxy Tab E.

Заглядываю в доступную мне статистику сайтов – так и есть.

Много Galaxy Tab A и Galaxy Tab E, при этом без явного лидера.





В начале списка повторяются модели Galaxy Tab A 10.1 и Galaxy Tab E 9.6, их можно и брать.

Когда нет вообще никакой статы, с учетом совсем небольшого процента андроид-планшетов в общем трафике, можно выбрать модель условно «на глаз».

Пролистать предложения на рынке с сортировкой «сначала популярные» в больших активных каталогах:

Обращаем внимание и на количество отзывов/оценок.
(Дорогую серию S не смотрим, только A и Е)
В двух каталогах из трех на оба параметра лидер Galaxy Tab A 10.1, его и записываем.



Это практически итоговая таблица.

12. Версия операционной системы

Последний шаг – распределить версии операционной системы (ОС) по устройствам.
Не забывайте что и ОС не любая станет на любой телефон. По Android в помощь GSMArena .



Я не буду расписывать эту часть.

Толково описано в уже имеющихся публикациях:

Сервисы статистики для мобильных приложений

Что общего у мобильного QA и осьминога. Это 16 год, но подход актуален.

Ну и на курсах выбору ОС учат.

Яндекс.Практикум посвящает несколько уроков выбору окружения на Desktop, базовые принципы те же.

На курсах по мобильному LearnQA подробно рассказывают и про выбор мобильных ОС и базово про выбор устройств, достаточно для первого выбора, тем более на диплом придется самому поискать под конкретный проект и бюджет.

Подводя итог

Итого, в середине 2020 на закупку среднего пула устройств без планшетов уйдет примерно $2500-$3000, на планшеты еще +$1500. Подчеркиваю – среднего. Если приложение или мобильная версия сайта нацелена на премиум сегмент – закупка флагманов потребует совсем других вложений.

То что сегодня тестирование перестает быть прерогативой только крупных проектов – это замечательно. Но больно читать в QA-каналах метание тестировщиков когда «сказали один девайс оплатят». Это не серьезно. Так это не работает. Если уж совсем туго, можно в самом начале сократить до пяти устройств, но точно не до одного-двух.

Всем удачного тестирования и поменьше живых багов.

Обсудить в форуме