Явные и неявные знания и исследовательское тестирование |
12.04.2018 12:29 |
Оригинальная публикация: http://steveo1967.blogspot.ru/2013/06/tacit-and-explicit-knowledge-and.html Перевод: Иван Смирнов "Мы знаем больше , чем можем выразить словами". - Майкл Полани (1966) Читаю превосходную книгу «Явное и неявное знание” Гарри Колинза. Она оказала значительное влияние на мои представления о том, как мы учимся и записываем информацию (знания). Это непростая книга для чтения. Мне потребовалось несколько раз перечитать некоторые разделы, чтобы понять, что имел в виду автор. Для начала оговорюсь, что эта статья основана на моей собственной интерпретации книги и параллелях, которые я провожу между тем, что пишет автор, и тестированием. Итак, что же мы имеем в виду, когда говорим про явные и неявные знания? Гарри Коллинз в своей книге подробно описывает, что он подразумевает под этими терминами, но я не могу найти чёткого определения, полезного для этой статьи. Поэтому я взял немного научных ссылок, которыми пользовался во время чтения книги. Одну из лучших я нашёл на этом сайте:
Явные знания: Знания, которые кодифицируются и передаются другим через диалог, демонстрацию или другие носители информации (книги, рисунки, документы и т.п.). Неявные знания: Глубоко личный опыт, способности, восприятие, озарения и ноу-хау, которые подразумеваются, но не выражаются — они принадлежат отдельным лицам и командам.
На сайте также имеется отличная диаграмма, показывающая разницу в объёме имеющихся у нас знаний разного типа: явные составляют весьма небольшую часть нашего общего знания по сравнению с неявными.
Диаграмма позаимствована из: http://www.cognitivedesignsolutions.com/KM/ExplicitTacit.html В своём исследовании организационных знаний Л. Вах заявила следующее: По данным лаборатории Бакмана, 90% знаний в любой организации создаются и сохраняются в головах людей. Раскрытие этих знаний, неявных по своей природе, – это очень сложная задача. (Вах, 1999b) Мы рассмотрим это позже. В другой статье, которую я нашел, предлагаются иные определения:
Явные знания формальны и систематичны. Ими легко делиться и их легко обсуждать. Как правило, они задокументированы. Артикулированные знания, выражены и записаны в виде слов, цифр, кодов, математических и научных формул, музыкальной нотации. Явные знания легко обсуждать, хранить и распространять в книгах, в интернете и при помощи других визуальных и устных средств. Неявные знания, с другой стороны, выражаются не так легко. Они очень личные, трудно формализуемые, и ими трудно делиться с другими. Иногда их даже невозможно уловить. Задача состоит в том, чтобы определить, какие элементы скрытого знания могут быть пойманы и четко выражены, признавая, что некоторые элементы этого знания просто не могут быть осознаны. Для неявного знания, которое невозможно уловить, цель состоит в том, чтобы связать обладателей этого знания с теми, кто его ищет. Еще одна полезная ссылка, на которую я наткнулся, была следующая:
Неявные знания являются весьма личными и трудно формализуемыми, что затрудняет их обсуждение или обмен с другими. Явные знания – это кодифицированные знания, которые могут передаваться с использованием формального, систематического языка. С учетом этого я начал смотреть на то, как всё это применимо к тестированию и сразу же начал видеть связь между исследовательским и скриптовым тестированием. Я также нашёл обсуждение этой темы в блоге ‘The test eye people’. Я настоятельно рекомендую прочесть этот пост, так как там описана более полная классификация видов неявных знаний и рассказано про их связь с тестированием. После этого я обратил внимание на то, как это относится к нашей ежедневной работе и понял, что информация, которую мы знаем и можем записать, хорошо подходит для скриптового тестирования. Явное знание предполагает, что мы можем задокументировать (кодифицировать) его, именно это мы делаем в скриптовом тестировании. Однако тестирование это проверка информации, которую мы не знаем или не можем объяснить (нечто скрытое). Для того, чтобы это сделать, мы должны использовать неявные знания (умения, опыт, мышление), мы должны их применять на практике, чтобы они сработали. Неявные знания подразумевают, что вы приобретаете их не читая, а делая что-то. Гарри Коллинз заявил, что все явные знания исходят из неявных, и я согласен с этим. После того, как мы провели исследовательское тестирование - задокументированное неявное знание становится явным. Однако это составляет очень небольшую часть всего богатства наших неявных знаний, и, когда мы проводим исследовательское тестирование, мы обнаруживаем больше областей, которые потребуют наших неявно используемых навыков. Один интересный момент заключается в том, что неявное знание может стать явным, как только мы начинаем общаться больше. По мере развития общества и нашей способности облекать мысли в слова, наши знания всё больше становятся явными. Похоже, это происходит с самого момента появления жизни на планете. Мы начинали с примитивных рисунков и символов, которые постепенно эволюционировали в рукописные тексты. Мы и сейчас используем рисунки в качестве инструмента, чтобы делать знание явным. Возвращаемся ли мы к нашему историческому прошлому? Как показывает история, по мере того, как мы лучше документируем и записываем, наше мышление, наша способность переводить больше наших знаний из неявных в явные, даётся нам всё легче. Икуджиор Нонака и Хиротака Такееучи в своей книге «Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» рассказывают о том, как превратить наши неявные знания в явные. Они объясняют использование “Процесса обсуждения знаний и спирали знаний (детали можно найти в статье). Диаграмма процесса обсуждения знаний воспроизводится ниже: 1. Неявное в неявное (социализация) - люди приобретают знания у других через диалог и наблюдение. 1. Неявное в явное (экстернализация) - перевод знания в материальные формы посредством сбора информации и документации. 1. Явные в явные (комбинация) - сочетание различных форм знаний (например, в документах или базах данных). 1. Явные в неявные (интернализация) - например, обучение через практику, где люди встраивают знания в свои собственные ментальные модели из документов. Взято из: http://www.skyrme.com/kmbasics/kspiral.html Если большая часть наших знаний является неявными (90%), то было бы целесообразно обеспечить, чтобы процессы разработки программного обеспечения были приведены в соответствие с тем, где находится большинство наших знаний. Это указывает на то, что большая часть наших усилий по тестированию должна быть потрачена на использование исследовательского подхода к тестированию для повышения наших явных знаний. В настоящий момент в сфере тестирования мы, кажется, тратим много времени, используя наши явные знания для покрытия требований, автоматизации тестирования, создания сценариев без осознания того, что мы используем только 10% от нашего общего объема знаний. В любом бизнесе использование 10% ресурсов будет рассматриваться как коммерческое самоубийство, но эта происходит повсеместно в тестировании программного обеспечения и поддерживается многими организациями в том, как они "аттестуют" своих тестировщиков. Люди должны быть более осведомлены о том, как они хранят и используют свои знания. Это происходит не через документацию, а через погружение, участие, практику, экспериментирование. Пора понять, что тестирование – это неявная деятельность, и она требует от тестировщиков как творческого, так и критического мышления. Я считаю, что то, важность этой темы будет возрастать, многие другие в сообществе тестирования уже говорят о соотношении неявных и явных знаний. Я уже упоминал в статье пост в блоге ‘The test eye people’, Майкл Болтон в свою очередь недавно опубликовал статью по этой теме, которая была основана на прогнозе из поста Майкла, который он давал в 2011 году. Саймон Морли говорил об использовании внутрикорпоративных конференций, чтобы превращать неявные знание в явные. Маркус Гартнер написал большой пост о том, как автоматизация может помочь превратить неявное в явное и почему исследовательское тестирование по-прежнему жизненно важно. Конференция Eurostar по тестированию в Швеции в 2013 году была пронизана духом социальных наук, что особенно чувствуется благодаря Гарри Коллинзу как одному из основных докладчиков. Джефф Лукас разместил статью о взаимосвязи между неявными и явными знаниями и тестированием на веб-сайте клуба тестировщиков. Я считаю, что было бы разумно, если бы все, кто участвует в тестировании, стремились узнать больше о неявных и явных знаниях и о том, как можно это понимание использовать для того, чтобы помочь добавить ценность вашей команде, проекту и организации. Этот захватывающий момент в истории разработки программного обеспечения, когда тестировщики с их способностями и навыками превращения неявных знаний в явные, могут занять ведущую роль. То, как мы используем этот опыт и способности, будет определять успех проекта или организации, в которой мы работаем. |