Наблюдать, как некоторые тестировщики сомневаются в себе, практически вызывает боль. Двое из каждого десятка сомневаются, если быть точным.
Я преподавал воркшопы нескольким сотням тестировщиков только в этом году. По какой-то причине эти 20% тестировщиков не находят багов вообще в течение первой двадцатиминутной тестовой сессии. А это обычно сессия, которая проводится на крайне забагованном приложении, специально выбранном для поиска багов.
Итак, тестирование! Все мы его любим. Я точно знаю – мои друзья-приятели его обожают. Мы его понимаем, мы постоянно учимся новому, мы пытаемся улучшить свои подходы и методы, читаем книги, ходим на семинары и конференции… и я могу продолжать до бесконечности. Мы стремимся сделать мир лучше.
В наши дни (конечно, это громко сказано и очень зависит от контекста) конкретный набор требований, четко определенный список приемочных критериев и непротиворечивое, полное понимание, как же приложение должно себя вести – это нечто из мира розовых пони.
Возможно, это правда, но даже если нет, тестировщики не должны бояться задавать вопросы. Когда я сам начинал, в наши головы буквально вдалбливали, что тестировщик никогда не додумывает. Однако это не оправдание для того, чтобы отключить свой здравый смысл, конечно.
В ушах коллектива нынче набатным колоколом звучит манифест Agile, и личности и взаимодействия между ними находятся в центре внимания. Разговаривайте с людьми. Разговаривайте с собой (попытайтесь только не свихнуться). Встаньте из-за этого вашего залитого кофе стола и поболтайте с коллегой. Спросите его о чем-нибудь. Поработайте над чем-нибудь. Те, кто помнит Боба Хоскинса, помнят его знаменитую фразу "Разговаривать – это хорошо".
В апреле в Екатеринбурге прошла IT-конференция DUMP 2017. В числе восьми тематических секций была представлена и тема тестирования. Предлагаем вам посмотреть видеозапись доклада, который будет полезен тем, кто в этой области не очень давно - “Как “продать” баг разработчику”.
В докладе рассказано о том, как обосновывать баги. И зачем это надо: зачем вообще «продавать» баг кому-то из команды.
Доклад был подготовлен автором курсов по тестированию ПО, Ольгой Назиной, в том числе как видео в помощь студентам ее тренингов:
Поговорите с успешными тестировщиками, и вы увидите общую тенденцию. Большинство из них не планировало стать тестировщиком – они стали ими практически случайно и пришли в тестирование разными дорогами.
Если это так, то какая дорога лучше всего подходит для того, чтобы стать успешным профессиональным тестировщиком?
Я, честно говоря, не знаю.
Более того, я даже не знаю, есть ли единственно верный путь.
Но я понял нечто куда более интересное, пообщавшись с многими успешными тестировщиками за последние двадцать лет.
Мне понадобилось время, чтобы это осознать, так как для этого мне пришлось игнорировать и то, что они делают, и то, что они мне говорят – чтобы сконцентрироваться на том, кто эти люди и что их отличает от других.
Успешные тестировщики обладают вот такими качествами – я встречал их практически у любого профессионала:
Ярослав Пернеровский, Test Automation Lead в GlobalLogic, 12 лет в тестировании:
В самом начале карьеры сложно сказать, какие знания надо прокачивать, так как технические требования формируются конкретным проектом и технологиями. Если человек технически грамотен, то он сможет разобраться в любом вопросе, для этого ему понадобится помощь коллег либо комьюнити.
И тут уже критически важно владеть так называемыми «софт скилами»:
правильно задавать вопросы;
грамотно объяснять (касается также и написания баг репортов, тест кейсов и т.п.);
уметь слушать.
Без наличия умений структурировать свои мысли устно и письменно, очень сложно будет двигаться дальше.
Если все же стоит цель именно «прокачать» что-то, то тут самое важное сконцентрироваться на чем-то одном. Например, очень сложно «выучить все тестирование». Гораздо проще освоить «тестирование конкретного приложения». Для этого нам понадобится само приложение и гугл. Остаемся с приложением один на один и пытаемся «тестировать» именно его. Искать проблемы, пытаться эти проблемы документировать, гуглим, как правильно это делать, делимся репортами с разработчиками или знакомыми. Пытаемся разобраться, как оно работает, какие технологии под капотом и т.д.
Что касается навыков, которыми должен владеть начинающий тестировщик, то в первую очередь это язык. Можно, конечно, Java или Python, но лучше английский! Хотя бы на уровне — читаю блоги без словаря.
Также нужно очень четко понимать, как работает то, что собрался тестировать. Уверенный пользователь екселя тут не совсем сработает. Надо понимать, как процессор обрабатывает команды, зачем нужна операционная система, базы данных, что такое веб-сервер. Что такое язык программирования, базовые навыки программирования тоже очень пригодятся.
Тестирование — это не самое простое занятие, как может показаться со стороны, это постоянно развивающаяся отрасль, в которой каждый день что-то происходит. Старые подходы сменяются новыми, сложные вещи упрощаются, тестируемые системы усложняются, разрастаются, уходят в облака и т.п. В таком ритме очень важно уметь и хотеть постоянно и непрерывно учиться.
Во время тестирования веб-приложения нужно обращать внимание на нижеперечисленные пункты. Этот чеклист применим практически к любому типу веб-приложений в зависимости от бизнес-требований.
Чек-лист для тестирования веб-приложений состоит из:
Тестирования удобства использования.
Функционального тестирования.
Тестирования совместимости.
Тестирования баз данных.
Тестирования безопасности.
Тестирования производительности.
Теперь давайте рассмотрим каждый пункт по отдельности.
Тестирование – это очень широкая область. У вас не будет свода правил насчет того, как именно должна тестироваться определенная система. Однако вы всегда можете выявить какие-то способы и уловки, которые в большинстве случаев, если не всегда, сработают. Все они приведут к тому, что вы будете лучше знать тестируемую систему, а это жизненно важно в тестировании. Порядок нижеследующих советов – это порядок, в котором вы должны действовать, чтобы лучше познакомиться с ПО.
Покопайтесь в нем
Это самый важный совет. Начиная тестировать, НЕ ищите спецификации и требования. Все, что вам нужно знать –это базовую идею о том, что система предположительно должна уметь делать. Как она это делает, мы сейчас выясним.
Это дает вам возможность посмотреть на систему глазами нового пользователя. Суть совета в том, что большинство пользователей смотрят в инструкцию, как чем-то пользоваться, только если не могут разобраться самостоятельно. Если пользователю трудно разобраться в вашей системе, обратите внимание на ее удобство использования.
На этом шаге вы должны выяснить многое о том, как система работает, какова ее основная функциональность, и каким образом можно с этой функциональностью общаться.
Цель данного выступления - донести до слушателей развернутую информацию об эволюции схемы сертификации ISTQB - самой распространенной и успешной сертификации для специалистов по тестированию.
Также напоминаем, что уже открыта регистрация на следующую конференцию для специалистов в области качества программного обеспечения - SQA Days-21, Москва, май.
Как обычно для читателей нашего портала действует промокод на получение 10% скидки.
очень маленькое (0,00000000000000000000000000001);
...
Тестировщики кивают головами и говорят — «Все понятно!». А потом им предлагают строковое поле и все, ступор о_О
Что вводить в строку? Символы русские, английские, спецсимволы, циферки, перемешал — готово! Но так и робот может проверить, тестировщик то зачем?)) И как вы отловите баги, когда имя “Иван” считается некорректным, потому что распространенное? (А такое бывает — пруфлинк, поиск по «Иванов Иван Иванович»)
Тренер Ольга Назина подготовила пример тестирования поля «Имя» для своих студентов — смотрите и вдохновляйтесь! :) Столько уникальных для поля тестов, а ведь казалось бы, простая строка...
Это выдержка из лекции про классы эквивалентности курса «Техники и инструменты поиска и оформления дефектов». Без знания о классах эквивалентности и граничных значениях никуда, особенно при поиске багов. Поэтому мы сделали отдельную тему для отработки навыка. Приходите, будет интересно :)
Развитие - это немаловажная часть нашей жизни. Поэтому после того, как вы нашли свою первую работу в качестве тестировщика, на повестке наверняка появятся вопросы “Что я должен сделать, чтобы остаться востребованным специалистом?” и “Что поможет мне в дальнейшем профессиональном развитии?”
С советами от более опытных коллег вы можете ознакомиться, посмотрев ниже записи докладов с конференции QA Fest 2016.
Роман Белоусов - Как найти первую работу в IT-сфере
Екатерина Шепелева - Секрет успеха: как стать и оставаться востребованным на рынке IT
Игорь Бондаренко - Курсы по QA: как не ошибиться, и как еще научиться тестированию?