Можно ли устроиться на работу тестировщиком после курсов? Что они дают? |
27.05.2024 00:00 |
Автор: Ольга Назина (Киселёва) Очень насущный вопрос для многих — можно ли найти работу в тестировании сразу после курсов? Да! (сказал автор курсов, хе-хе-хе) Я вам больше скажу — можно и БЕЗ курсов устроиться ????. Более того, грамотные самоучки очень ценятся! Но для такого эффекта надо пахать =)) Об этом и поговорим в статье:
СодержаниеКак устроиться без курсов — чем запоминаются самоучкиОни запоминаются способностью самообучаться. На курсах же обычно есть практика, так что когда человек приходит с курсов, ты заранее ожидаешь, что он не просто теорию знает, но что-то сделать может (на простом уровне). А самоучки обычно рассказывают теорию и хлопают глазами на практические задания. И вот когда самоучка показывает неплохой уровень (не только прочитал, но и ПОНЯЛ) — это запоминается. И думаешь: - Вау, и это он сам выучил? Круто! Давайте сразу на примерах. За 11 лет я провела достаточно собеседований, но из кандидатов-самоучек мне запомнились всего двое, сильно выделявшихся на фоне остальных: 1. Девочка-разработчикОна изучала разработку, что-то даже делала «для себя». Но тестирование же «легче для входа», потому и пришла. При этом вообще не парилась и не пыталась подготовиться. На собеседовании смотрела на меня чистыми наивными глазками: - Что такое классы эквивалентности? - Не знаю. - Что читали про тестирование? - Да особо ничего, Хабр немного... Это мне не понравилось, ведь джунов много, можно теорию изучить хоть в каком-то виде. И речь даже не про платные курсы, бесплатных материалов тоже полно. Идти без опыта и даже не зная, что такое классы эквивалентности как-то странно. Так что я была настроена весьма скептически. Но вот я даю ей задачу на тест-дизайн — сначала треугольник, потом какую-то ещё... И девочка решает её лучше многих из тех, кто "с отличным знанием теории", и даже тех, кто уже с опытом! И границы рассматривала, и ноль, и другие варианты... Я была в шоке. Не знает, что такое "классы эквивалентности", но находит их лучше людей с опытом. А она пожимает плечами и говорит, что так как сама писала код, то примерно понимает, где может что-то пойти не так. В итоге наши дороги разошлись, я даже не вспомню сейчас, кто кому отказал. Но помню я её до сих пор, а с того собеседования прошло около 6 лет! 2. МишаПару лет назад наша команда искала тестировщика, в том числе рассматривали джунов. И вот на вакансию откликнулся Миша. Курсов не проходил, но самообучался. Тут у меня, как у нанимающего, никаких претензий нет — просто проверяем "на деле" уровень подготовки. И вот Миша приезжает к нам в офис, мы даем ему достаточно сложную задачку, которую опытные то не всегда решают. И... Он справляется очень хорошо! Да, где-то что-то не учел, но общий уровень тест-дизайна выше, чем у людей с опытом. Такое нам надо! Взяли, не прогадали, сейчас уже главный тестировщик на проекте, на нем всё держится =) Миша зацепил меня именно своим тест-дизайном. Это базовые темы тестирования — классы эквивалентности и граничные значения. Сложность задачи была в её осознании — не просто формочка в интернете, а с предисторией и через таблички в БД. Но по сути своей есть какие-то данные на входе, магия и данные на выходе. И нужно рассмотреть разные классы. Начинать с позитива, тестировать сами данные, а не просто "ой, ну это абстрактная строка, буковки, циферки, перемешал", исследовать границы... Вот и всё! Это действительно можно и самостоятельно изучить. Да и не только это. Я спросила Мишу, как он учился сам, вот что он рассказал:
Видите, как много всего узнал самостоятельно? А не просто "я пару статей прочитал, но у меня глаза горят, берите меня скорее". При этом конкретно у нас на собеседовании всякие доп знания типа гита, постмана и прочего не пригодились. Да, плюсик в карму был, что про sql и postman что-то узнал, но меня он впечатлил именно тест-дизайном, то есть умением накидать проверки с учетом классов эквивалентности и граничных значений. Это до сих пор остается самым важным навыком в тестировании. Тем не менее чем больше джуниор выучит сам, тем больше у него будет шансов на собеседовании. И это надо учитывать. Что дают курсыНо тогда возникает вопрос — а что вообще дают курсы? Зачем туда идти, если можно самому обучиться? Я выделила такие плюшки курсов: 1. Структура На курсе вас ждет структурированный материал. Когда вы начинаете гуглить с нуля и искать, то находите просто тонны информации по тестированию. Непонятно, с чего начинать и куда копать. То есть найти можно всё, но хорошо бы понимать структуру. Если вы самоучка, держите лайфхак — берёте программу платного курса, выписываете себе все темы и гуглите каждую по отдельности. Желательно выбирать большой курс, чтобы не только база по тестированию была, но и всякое побочное (api, sql). Получается готовый план обучения! Вот пара примеров курсов с длительной программой и официальной лицензией на образовательную деятельность:
Ещё можно поискать бесплатные курсы. Хорошие курсы у Артема Русова на степике, да и в ютубе его можно глянуть. И снова — уже есть какая-никакая структура и базовые знания. А ещё портал https://testbase.ru/ исходно создавался как раз как памятка новичку, с чего начинать и куда идти дальше. С кучей полезных ссылочек по каждой теме. На главной странице это всё есть, изучай — не хочу =) 2. Практика Почему это важно? Потому теория сама по себе мало что дает. У меня много материала выложено в общий доступ. Помогает самоучкам? Нет) Да и студентам тоже не особо, пока сами пробовать не начнут. Вот есть лекции по тест-кейсам и чек-листам: подробные, с примерами. Даешь их студентам. Всё понятно и просто! Начинают делать домашнее задание — собирают набор стандартных граблей и пересдают по пять раз. В этом опасность теории, объясняемой на простом языке. Смотришь — всё понятно. Кажется, что тема очень легкая. Пока не получаешь с десяток замечаний к своей работе =)) Но в этом и есть смысл обучения! Ты сделал, получил замечания, исправил, получил новые, снова исправил... И так, пока не сделаешь хорошо. А можно ещё сохранять себе все версии своих ДЗ и потом сравнить первую и финальную. Ведь на первых замечаниях кажется, что «да и так норм, придираются», но потом разница уже очевидна. Поэтому когда ищете курсы, важно смотреть, чтобы практики было много. Но при этом чтобы вы могли успеть её сделать. Ведь где-то новая тема выходит раз в 3 дня, а где-то раз в неделю. И если у вас работа-учеба-семья-дети, и время есть только на выходных, это нужно учитывать. У меня много практики на курсах, но из-за этого люди тоже уходят, потому что слишком сложно: новая тема вышла, ещё есть хвосты по старой, и это копится как снежный ком. Надо подбирать комфортные для себя курсы по соотношению практики и времени на выполнение. Но в любом случае практика должна быть, и возможность пересдавать ДЗ до победного, пока не понял) Потому что просто посмотреть теорию вы можете в интернете. 3. Уверенность в себе Практика на курсе дает уверенность — «я могу писать чек-листы, выделять классы эквивалентности и т.д.». Спокойнее чувствуешь себя на собеседовании, потому что уже что-то делал. А сделанное не так быстро выветривается из головы, как голая теория. Мои студенты рассказывают про такие ситуации — вот пришел на собес, переживаешь. А потом тебя просят сделать что-то, что ты уже делал на курсе. И ты такой: - О, я делал это на курсе. И сразу задачка выглядит проще. А ещё завязывается разговор. Могут спросить, что именно делал на курсе похожего. И вот ты рассказываешь про своё ДЗ, и успокаиваешься сам, да ещё и информацию о себе собеседующему даешь, что да как делал. Успокаиваешься от того, что своё ДЗ — оно же своё, родное. Сам делал, сам страдал, пытаясь добиться оценки «сдано», сам все камни подводные собрал... О таком легко рассказывать, а плюсик в карму уже есть. И уверенности добавляется. 4. Мотивация Я спрашивала Мишу — ты же самоучка, как учился? Пояснила, что мне надо для статьи про курсы. И он тогда хорошо подсветил мне отличия:
И если про пункт 2 мы уже поговорили выше, то про пункт 1 я что-то как-то вообще забыла. Спасибо Мише, что напомнил! Действительно, мотивация "ну я уже заплатил, придется делать" — очень мощная. Знаю несколько человек, которые на платных курсах доходили до сертификата, а если что-то давалось бесплатно (выиграл в конкурсе или просто бесплатный курс) — то всё, мотивации учиться нет, сразу целая куча более важных дел, в итоге курс заброшен. Сама через мотивацию деньгами тоже проходила — в спортзале. Купила абонемент и тренировки с тренером. Так вот запланированная и оплаченная тренировка — единственное, что меня заставляло туда ходить. Пару раз без тренера приходила, когда она болела. Даже с планом занятия приходила! Сейчас, думаю, всё сделаю. Ага. 15 минут позанималась и "ой, я ТАК УСТАЛА, хватит, я пошла" )) А с тренером время незаметно летит, и занимаешься по полной. И курсы — это что-то похожее.Ты уже заплатил деньги, и это мотивация выжать максимум из курса. И даже если не сдать ДЗ, то хотя бы делать попытки, задавать вопросы и хоть что-то усвоить. 5. Диплом На курсах дают диплом / сертификат. Кто-то его ценит, кто-то нет. Бывают HR, которые отсеивают резюме по наличию корочки. Кто-то смотрит на любой сертификат, кто-то только на сертификат с платных курсов, кто-то только на диплом проф. переподготовки... А кто-то не смотрит! И вместо этого дает небольшое тестовое задание, которое покажет намного больше, чем сертификат. Я, например, не отсеиваю по наличию сертификатов. Хотя это плюсик в карму — человек хочет учиться, что важно. Но на результат не влияет, проверяются то знания. И если на собеседовании человек с корочкой покажет себя хуже Васи, у которого никаких дипломов нет — я выберу Васю. Поэтому нельзя сказать, что диплом обязателен. Да, кто-то смотрит на него. А кто-то от джуниора требует знаний автоматизации, нагрузочного и 5 лет опыта, ну и что?) Все компании разные, всем не угодить. Однако диплом приятно греет душу, дарит самоуспокоение и делает резюме чуть симпатичнее. А это приятно =) 6. Связи Что ещё могут дать курсы? Связи. Это и связи с другими студентами — один нашел работу, а потом позвал коллегу по курсу. Бывает такое, когда новичок себя хорошо зарекомендовал, а нужен ещё один, и первый говорит "а со мной на курсе Вася учился, очень умный", почему бы не позвать на собеседование? Это и связь с другими выпускниками. То есть вы учились в разное время, но выпускник знает, что "о, курс А мощный, так что раз Вася тоже выпустился, его можно позвать". Бывало у меня такое, когда в чате выпускников постили вакансию и говорили, что рады выпускникам конкретного курса. Это и связи через тренера. Что, если ему будет нужен хороший, смекалистый новичок в команду? Если вы запомнились во время курса, есть шанс, что вам предложат прийти на собеседование. У меня в прошлом году так получилось с Машей:
История Маши показывает, что даже с полного нуля можно зарекомендовать себя с лучшей стороны. Если хотеть и стараться, вы запомнитесь в позитивном ключе. Что может привести в том числе и к тому, что первая работа сама вас найдет =)) Но именно «может», это не 100%. Вот в красивые фразы типа «гарантированное трудоустройство» на курсах верить не рекомендую. Посмотрите на количество студентов на одном потоке (а их много у каждого курса, а сколько таких курсов...) и на количество вакансий на джуна, и сделайте выводы. Ситуация наоборот: курсы есть, знаний нетПочему далеко не всегда смотрят на наличие какой-то корочки и сертификата? Потому что она ни о чем не говорит:
В итоге приходит человек на собеседование, и бумажка вроде есть, а знаний-то нету. Валится на простейшей задачке. И именно поэтому на корочки редко смотрят, предпочитают проверять знания на практике. Так что диплом резюме украшает, но далеко не всегда влияет на выбор в пользу кандидата. Ситуация: знания есть, работы нетОчень хочется сказать, что если вы хорошо учитесь, то обязательно найдете работу с полпинка. И вообще во время учебы вас разорвут предложениями. Но ведь это неправда. Для устройства на первую работу недостаточно знаний. Нужно ещё спокойствие, умение себя подать и немного везения. Новичков, которые хотят вкатиться в ИТ, очень много, а вакансий для них с гулькин нос. Поэтому HR могут ставить любые варианты отсева резюме, вплоть до «выкидываем верхнюю половину, неудачники нам не нужны». Поэтому нужно немного везения, чтобы резюме рассмотрели и предложили выполнить тестовое задание / прийти на собеседование. Ну а дальше уже всё зависит только от вас. Главное — не опускать руки. Видела в чате выпускников истории, когда люди находили работу спустя полгода или год (!) поисков. Возможно, не супер активных, но всё же. И тем не менее нашли, устроились, всем довольны. Так что верьте в себя, и всё обязательно получится. А неудачные собеседования — это опыт, что тоже хорошо. Ходите по собеседованиям, и они перестанут пугать. Вы узнаете, что хотят от новичков, нагуглите, выучите... Успокоитесь, выдохните и всё получится =) План по эффективному обучениюЕсли вы решили пойти на курсы, то вот вам несколько советов: 1. На курсе старайтесь учиться "на отлично". То есть внимательно читайте доп. материалы как до выполнения ДЗ, так и после. Проверяйте себя сами. Тогда есть шанс запомниться как «очень умный студент». Сделали ДЗ? Отложите его. А на следующий день со свежей головой посмотрите доп. материалы и свою работу, ища в ней типовые ошибки или просто сверяя "всё ли сделано правильно". 2. Не бойтесь задавать вопросы, если что-то непонятно — многие смущаются «я буду выглядеть дураком, никто же этого не спрашивает, значит только я не понял», а по факту у половины коллег тот же вопрос и страх его задать. Кажется, что этот пункт не вяжется с пунктом 1, но это не так. Да, если вы задаете вопрос, который звучал в лекции, это выглядит странно. Но если вы вводите в контекст, объясняете, что именно не поняли, показывая направление своей мысли (в лекции сказано так, а в нашем примере будет вот так?) — это абсолютно нормально. Задавая вопросы, вы:
3. Помогайте другим. Если видите вопрос от другого студента и знаете ответ — ответьте. Это плюс в карму + связи со студентами + дополнительная практика (объясняя другим, лучше понимаешь материал). Не бойтесь ответить неправильно. Тренер придет и исправит, а пока есть шанс разобраться самим, что усваивается намного лучше. 4. Не списывайте, разбирайтесь сами. Иначе придете на собеседование и будете смотреть круглыми глазами на простейшую задачу "а где моя соседка, у кого списать?". Если за тебя делает кто-то другой, у тебя не остается навыка, а именно навык важен. 5. Начинайте искать работу заранее. На курсах часто дают базу в первые пару недель, потом уже можно начинать поиски в параллель с учебой. Откликайтесь на все вакансии для новичков, даже с плохой зарплатой — пройдите собеседование как опыт собеседований, чтобы меньше волноваться перед "собеседованием в команду мечты". Заодно прощупаете рынок и поймете, в каких областях надо ещё подучить материал. 6. Делайте тестовые задания (это уже не имеет отношения к курсам, но как следствие прошлого пункта) — это главный фильтр отсева на вакансии джунов. Если звать всех подряд на собеседование, времени на работу не останется, вот и дают тестовые. И даже если тестовое объемное, всё равно попробуйте его сделать хотя бы частично — ведь для вас это доп. практика и опыт, что тоже большой плюс. ИтогоПосле курсов устроиться можно. Но можно устроиться и без них. Доля везения попасть на собес, а дальше всё зависит только от вас. Курсы дают преимущества, но не являются панацеей. Плюшки, которые дают курсы:
Из моего опыта собеседований, в том числе новичков, самое важное — тест-дизайн, как человек составляет тесты. Покажите хорошие навыки тест-дизайна, и вас скорее всего возьмут. А вот где вы эти навыки получите, на курсах или самостоятельно — в принципе пофиг. Но если вы пойдете учиться на курсы, то:
|