Обзор новой версии сертификации ISTQB Foundation Level 4.0 (2024) для Тестировщиков |
06.09.2023 00:00 | |||||||||||||||||||||
Автор: Елена Рукавичникова, Head of QA, преподаватель курсов Почему неопытным и даже уже сертифицированным специалистам стоит знакомиться с новыми версиями материалов по подготовкеКому актуально:
Здесь НЕ будет советов получать сертификат или нет (на это написано много статей). Силлабус и Глоссарий доступны для изучения всем. Пишу для тех, кто хочет узнать что нового в версии 4.0 но не хочет читать весь силлабус, ну или думает читать или нет:) Содержание: С вами Елена Рукавичникова - Certified Tester Foundation Level и Certified Test Manager Advanced Level. Пристально следить за новыми направлениями сертификации и новыми версиями материалов - моя задача как менеджера и как преподавателя. Обзор версии 4.0Силлабус пока только на английском. Экзамены по старой версии 3.1.1 будут проводиться до 9 мая 2024(английский), до 9 ноября 2024(русский и др.). Экзамены по новой версии 4.0 уже доступны. Причина изменений: 79% проектов Agile поэтому силлабус адаптировали под него, до этого основой были классические модели. Изменение времени по главам: Количество глав не изменилось. В старой версии 93 страницы в новой 74. Время тренинга для аккредитованных учебных курсов увеличилось с 16.75ч до 18.55ч.
Новые References: Силлабус 4.0 ссылается на те же стандарты + два новых:
Сами стандарты тоже обновились за это время, к примеру если старый силлабус ссылался на версию стандарта 2013 года то сейчас на версию 2021 или 2022 года. Основные изменения силлабусаСогласно презентации ISTQB Chapter 1: Fundamentals of Testing
Цели скорее переформулированы но ничего нового в них не замечено
Акцент делается на участие всей команды в повышении качества
В старом силлабусе рассказывается про психологию тестирования, и о том, как осторожно нужно рассказывать разработчику а его багах, чтобы не ранить чувства. В новом это урезали до одного абзаца, и добавили больше описания общих скиллов необходимых тестировщику.
Снова говорит о том, что все участники команды ответственны за качество, и сотрудничество со всеми стейкхолдерами очень важно, в общем Agile. А вот тест активности детальнее объясняются в старом силлабусе, в новом 5 страниц урезали до 1. Кстати, в семи принципах тестирования, всем известный парадокс пестицида переименован в “тесты изнашиваются”:) Chapter 2: Testing Throughout the Software Development Lifecycle
Разные методологии влияют на скоуп и время тест активностей, детализацию тестовой документации и т.д.
Рассказывается про Test-Driven Development (TDD), Acceptance Test-Driven Development (ATDD), Behavior-Driven Development (BDD) подходы. Ранее упоминался только TDD подход.
В контексте CI/CD, перечислены бенефиты и риски.
Good Practices раннего тестирования (ревью спецификации, написание тест кейсов до написания кода и т.д.)
Польза ретроспективы для улучшения процесса тестирования. Уровни и типы тестирования описываются в новой версии менее детально, 12 страниц превратились в 2. И да, я находила вопросы экзамена, ответы на которые в старом силлабусе написаны черным по белому, с новой версией нужно к ответу прийти самим :) Chapter 3: Static Testing
Ранний и частый фидбек от заказчика позволяет избежать потенциальных проблем (недопонимания) в требованиях. Chapter 4: Test Analysis and Design
Техника white-box тест дизайна известная из старого силлабуса как decision testing (изменилось только название, так как оно больше подходит этой технике).
Эта техника есть и в старом силлабусе, но в новом описана немного детальнее (каким должен быть чеклист и каким не должен).
Добавлен новый раздел Collaboration-based Test Approaches (подходы к тестированию, основанные на сотрудничестве) он включает в себя вышеперечисленные подходы. Фокусируется он на ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ дефектов посредством сотрудничества и коммуникации. User Stories и их AC должны создаваться с участием тестировщиков (или хотя бы ревьюваться ими на раннем этапе). ATDD подход говорит о том, что тест кейсы должны создаваться до имплементации User Story, основаны на ее Acceptance Criteria и видны ВСЕМ участникам команды разработки. Помимо официально перечисленного, техники черного ящика тоже слегка апдейтнулись: Граничные значения(BVA): Упомянутые в старом силлабусе версии 2-value и 3-value BVA сейчас описаны немного подробнее, я не нашла в экзаменах старых задачек на использование какой-то конкретной из этих версий, может вы сталкивались (например: Решите задачу используя 2-value BVA) но в новых они точно есть. Эти версии подходов описаны и в Test Analysis Advanced Level. Тестирование состояний и переходов (State Transition Testing): Усложнен тремя критериями покрытия:
В новых сэмплах экзаменационных задач теперь просят использовать какой-то конкретный из критериев (в старом не нашла). Они также описаны и в Test Analysis Advanced Level. Use Case testing больше нет в новой версии. Chapter 5: Managing the Test Activities
Тестировщики участвуют в релиз планинге: вовлечены в написание User Story, в анализ проектных и продуктных рисков, эстимируют, определяют тест подходы, готовят тест план
Тестировщики участвуют в анализе рисков User Story, определяют тестируемость User Story, изучают функциональные и нефункциональные аспекты, эстимируют и т.д.
Описаны 4 техники эстимаций, с ними же связаны и экзаменационные задачи:
Общее описание модели.
Модель визуализирует управление тестами, для определения, что все соответствующие типы тестов и уровни тестирования включены в SDLC, и дает понимание что некоторые типы тестов более релевантны определенным уровням, чем другие. Можно найти в книге “Agile Testing: A Practical Guide for Testers and Agile Teams.” Раньше описывалось кто есть менеджер кто есть тестировщик и с этим были связаны вопросы экзамена. В новой версии этого описания нет и вопросов связанных с этим определением в сэмплах экзаменов нет (но не факт что не будет в вопросах на экзамене). Разные виды тест стратегий (Analytical, Model-Based, Methodical, Process-compliant ect) больше не описываются. Эта тема все еще раскрывается в Test Manager Advanced Level. Добавлен тестинг статус комьюникейшн (голосом, дашбордами, имейлами и т.д.) Риск менеджмент описывает 4 активности:
Есть экзаменационные задачи на это, по принципу “вот риск приняты какие-то экшены, какая из 4 активностей больше подходит”. Chapter 6: Test Tools
Глава существенно сократилась по словам представителей контент был слишком продвинутый для базового уровня, раздел Effective use of tools удален. Преимущества и недостатки новой версииПреимущества:
Недостатки:
Сложилось впечатление что они какие-то моменты подробнее больше не покрывают наверно отдавая это тренинг центрам. Так и оказалось, в Release Notes написано что много примеров исключили из текста, так как это задача тренинг провайдеров предоставлять примеры и упражнения. Советы по подготовке к экзамену:При сдаче экзамена рекомендую читать и старый силлабус так как местами там объясняются моменты которые в новом силлабусе вырезали. Местами контент лишь перетерпел переформулировку. Поэтому иногда удобнее прочесть и старый вариант чтобы пазл сложился. Но по техникам тест дизайна даже по новым подходам есть видео на ютубе с разбором, поэтому опция самоподготовки не пострадала (предположительно). Я бы читала и вопросы старого силлабуса (релевантные) чтобы лучше понять характер экзамена, к тому же их больше, больше практики. Задачки из сэмплов ISTQB 4.0:Если кому интересно “поразмять мозги”:) #18 Довольно хитрый вопрос:) Which of these statements is NOT a factor that contributes to successful reviews? a) Participants should dedicate adequate time for the review b) Splitting large work products into small parts to make the required effort less intense c) Participants should avoid behaviors that might indicate boredom, exasperation, or hostility to other participants d) Failures found should be acknowledged, appreciated, and handled objectively Select ONE option. a) Is not correct. Adequate time for individuals is a success factor b) Is not correct. Splitting work products into small adequate parts is a success factor c) Is not correct. Avoiding behaviors that might indicate boredom, exasperation, etc. is a success factor d) Is correct. During reviews one can find defects, not failures #20 You are testing a simplified apartment search form which has only two search criteria: • floor (with three possible options: ground floor; first floor; second or higher floor) • garden type (with three possible options: no garden; small garden; large garden) Only apartments on the ground floor may have gardens. The form has a built-in validation mechanism that will not allow you to use the search criteria which violate this rule. Each test has two input values: floor and garden type. You want to apply equivalence partitioning (EP) to cover each floor and each garden type in your tests. What is the minimal number of test cases to achieve 100% EP coverage? a) 3 b) 4 c) 5 d) 6 Select ONE option “Small garden” and “large garden” can go only with “ground floor”, so we need two test cases with “ground floor” which cover these two “garden type” partitions. We need two more test cases to cover the two other “floor” partitions and a remaining ”garden type” partition of “no garden”. We need a total of four test cases: TC1 (ground floor, small garden) TC2 (ground floor, large garden) TC3 (first floor, no garden) TC4 (second or higher floor, no garden) a) Is not correct. b) Is correct. c) Is not correct. d) Is not correct Делитесь в комментариях правильно ли ответили, и общими впечатлениями о вопросах:) Если хотите изучить новый силлабус подробнее или потренить экзаменационные вопросы версии 4.0: https://www.istqb.org/certifications/certified-tester-foundation-level |