Рассеиваем туман. Инструменты и полезная литература для Junior QA |
25.11.2022 00:00 |
Всем привет, меня зовут Софья Бреева, я Team Lead QA. Моя статья для тех, кто только входит в эту профессию — поговорим о необходимых инструментах для начинающего тестировщика и литературе, которая поможет вам разобраться со многими практическими моментами. Если вы из тех, кто задается вопросом: «Ага, а есть книга, в которой я могу почитать об этом?» — этот материал будет вам полезен. Наставничество — неотъемлемая часть моей рабочей жизни. Каждый день я взаимодействую со своими коллегами и часто им рекомендую что-то по профессии. Особенно это интересно джунам из QA, которые впитывают новую информацию как губки. Они только окунулись в сферу IT и чувствуют себя как ежики в тумане, при этом жаждут узнать как можно больше и поскорее. Поэтому цель моей статьи — помочь им рассеять этот туман, чтобы жизнь стала проще, и развитие пошло быстрее. Про тест-кейсы Когда в нашу команду приходит новый человек, мы даем ему время и тест-кейсы для изучения, чтобы он мог лучше познакомиться с проектом и адаптироваться. Кстати, о том как устроена наша тестовая документация вы можете прочитать в статье моей коллеги. Затем мы поручаем написать или актуализировать тест-кейсы и сталкиваемся с некоторыми проблемами. Например, зачастую выбирают неподходящие наименования. Даже если мы договорились, что пишем их так, чтобы они отвечали на вопросы «где?», «что?» «как нужно сделать?» или «как не работает?», могут получиться гигантские названия. Их сложно читать, так как они выходят за границы видимости экрана. Уже не получится просто бросить взгляд на экран и быстро пройти тест-кейсы. А вот емкие, краткие названия ускоряют работу продакта при планировании спринта, так как по этой аналогии мы называем не только тест-кейсы но и задачи. Здесь я обычно предлагаю один лайфхак: воспользоваться сервисом http://bugred.ru/. Он подскажет, идеально ваше наименование или требует доработки. Вообще сервис позиционирует себя как помощник в наименованиях для задачи, но как показывает практика его можно использовать и для тест-кейсов. Но есть и другие нюансы, которые скрываются в предисловии, ожидаемом результате и шагах тест-кейса. Если у вас в компании нет соглашения о написании тест-кейсов, советую ознакомиться хотя бы с первыми главами книги Романа Савина «Тестирование Dot com». Многие считают, что книга устарела, так как впервые была выпущена в 2007 году, но я уверена, что она помогает развивать навык написания тест-кейсов. Про инструкцииНа этом тернистый путь новичка не заканчивается. Актуализировал тест-кейсы — актуализируй документацию, а затем напиши новую. И тут мы плавно переходим к следующим трудностям — литературный язык. Наверное это наша с вами общая травма: мы со школы привыкли писать сочинения красивыми оборотами. Мне жаль вас огорчать, но в документах и инструкциях нельзя применять художественный язык. Инструкции нужны, чтобы быстро получить нужную информацию. Вы берете ее в руки и получаете четкие шаги для решения проблемы на проде\тестовом окружении. Это лаконичные структурные документы, а не роман на два тома. Чтобы перестроиться с литературного лада на язык инструкций, рекомендую прочитать книгу Максима Ильяхова «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст». Эта книга не только для копирайтеров — тестировщику она поможет научиться правильно излагать свои мысли не только в Confluence, но и в деловой переписке. КоммуникацииТакже важными навыками любого тестировщика являются умение коммуницировать и задавать правильные вопросы. Все мы помним, что плохой вопрос тот, что не задан? А еще зачастую в самом вопросе кроется половина ответа. Чтобы научиться формулировать свои вопросы воспользуйтесь Методом утенка. Магия этой техники в том, что вы вслух формулируете вопрос, который хотите задать. Проговаривая его, вы можете понять, что уже знаете ответ на этот вопрос или что он сформулирован не точно или непонятно. Методом часто пользуются разработчики, когда пытаются решить сложную задачку. И я — когда пытаюсь сформулировать правильные вопросы для важной встречи. ВизуализацияНо и это не все ситуации, где могут возникнуть сложности у джуна. Что делать, если вас закинули в ужасно сложный проект — например, микросервис с более 100 зависимостями? Что, если чтение документации, прохождение тест-кейсов и правильно заданные вопросы не помогли? На помощь приходит техника интеллектуальных карт. С ней можно ознакомиться в книге Тони Бьюзена «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». Причем бесплатного ознакомительного отрывка вам вполне хватит. Вы сразу поймете, как все устроено. А использовать это можно в инструменте Miro. Например, когда я не знаю, как работает та или иная система, я просто рисую ее в Miro по принципу «как мне удалось понять». Перенося мысли в интеллект карту\схему, я замечаю, где именно у меня пропуски в понимании. Остается только задать вопрос правильному коллеге, чтобы он вставил пазлик на место. Эту же технику я использую для запоминания иностранных слов. Инструменты разработчика Бывает, тестировщик не может понять, кто виноват front или back. Обычно разобраться с этим помогает панель разработчика. Здесь можно почитать мою любимую статью про этот инструмент. Если кратко, вам надо ознакомиться с:
Базы данныхЕще одна область, в которой джунам требуется помощь — эта работа с базами данных. Когда я была Junior QA, SQL тоже был для меня темным лесом. Не потеряться в нем мне помогли такие книги как Алана Бьюли «Изучаем SQL» и Ицика Бен-Гана «Основы T-SQL». Даже сейчас по необходимости я обращаюсь к этой литературе. Только читать их от начала до конца нет смысла: если вам нужно написать запрос с ORDER BY, но вы не понимаете как он устроен, просто найдите нужный раздел в оглавлении книги и вперед. А если вы только хотите стать QA, но еще ни разу не работали с базами данных, то познакомиться с SQL вам поможет курс «Упражнения на SQL». ИнструментыЯ надеюсь, вы чувствуете, как машина тестирования завелась, и вам стало чуть проще. Мне хочется дополнить свои рекомендации инструментами, которые пригодятся вам в работе:
Все это вы можете найти на просторах интернета и не изобретать велосипед самостоятельно. ЗаключениеРезюмируем:
И помните, универсального инструмента для работы в QA нет. Ключ к успеху зачастую находится даже не в литературе и курсах, а в общении с коллегами. Старшие товарищи когда-то были на вашем месте, какими бы крутыми они ни казались вам сейчас. Да прибудет с вами сила. Делитесь своими инструментами и лайфхаками для начинающих специалистов в комментариях. |