Не вручную: почему стоит автоматизировать рутинные задачи для QA |
24.03.2025 00:00 |
Привет! На связи Никита, QA Surf! И я три или четыре раза сталкивался с мнением, что навыки программирования опциональны для QA. Но работа QA — это не просто тестирование, это полноценное обеспечение качества продукта. И умение писать код — мощный инструмент для совершенствования и автоматизации процессов тестирования. Разберёмся, как автоматизация помогает решать проблемы QA, на примере матрицы покрытия устройств для конфигурационного тестирования. Звучит непросто, но нас не испугать сложными задачами! Опыт ведения матрицы покрытия устройств вручную На крупных проектах с разработкой для разных платформ — iOS, Android, Web — и поддержкой конфигураций ОС качество продукта обеспечивает конфигурационное тестирование. Так мы проверяем поведение приложения на разных устройствах с разными ОС. Чтобы снизить риск специфических багов у пользователей, мы применяем матрицу покрытия устройств. Она отслеживает степень использования девайсов в тестах. Как создать матрицу покрытия
Например, если мы использовали устройство, напротив него ставим в тесте «Да». Формулы автоматически обновляют значения «Нет» и показывают, что в следующей тестовой активности девайс можно не использовать и лучше взять другой. Кажется, что процесс отлажен: таблица показывает использование устройств, есть регламент работы, и нужно лишь регулярно ее заполнять. Но на деле, всё не так просто. Сложности в ручном ведении матрицыНесмотря на иллюзорную лёгкость процесса ведения матрицы покрытия устройств, у ручного подхода немало значительных ограничений. Вот основные:
Всё это приводит к снижению эффективности работы команды. Из-за этого автоматизация матрицы становится не просто улучшением, а необходимостью. Как автоматизация решит проблемыМы разработали автоматизированное решение для матрицы покрытия. Оно:
Ключевой компонент — скрипт на Google Apps Script, который:
Таким образом, автоматизация не только решает проблемы, связанные с ручным ведением матрицы, но и делает процесс более прозрачным и управляемым. Как работаем с автоматизированной матрицейАвтоматизация изменила не только процесс ведения матрицы, но и сам подход к выбору устройств для тестирования:
Этот процесс позволяет QA сосредоточиться на аналитике данных, минимизируя рутинные действия. Плюсы автоматизацииАвтоматизация в тестировании позволяет не только оптимизировать рутинные задачи — хотя и это освобождает десятки часов — но и создать гибкий инструмент для анализа и контроля качества. Давайте обсудим подробнее. Снижает риск ошибок Скрипт проверяет актуальность данных и соблюдение регламента. Экономит время QA больше не ведут и не расширяют таблицу вручную. Повышает прозрачность Автоматизация позволяет легко и своевременно выявить пробелы и проблемы с покрытием. Увеличивает масштабируемость Решение легко адаптируется для других команд или проектов. Всё это помогает глубже анализировать тестовые активности и улучшает процесс обеспечения качества. Как нам помогла автоматизированная матрица покрытияРабота над автоматизацией матрицы покрытия устройств помогла нам:
За полгода мы добились того, что все устройства в нашем проекте участвовали в тестовых прогонах. Так мы минимизировали риски появления багов, которые зависят от конкретных конфигураций; ![]()
Автоматизированная матрица покрытия оказалась универсальной и легко адаптировалась для использования в 6 других проектах нашей компании. Теперь она стала стандартным инструментом для команд, которые работают с конфигурационным тестированием;
Автоматизация помогла сделать матрицу более удобным аналитическим инструментом. Мы добавили возможность получать выгрузки за любой временной диапазон. А это помогает отслеживать качество и равномерность покрытия устройств в тестах. Что стало особенно полезным для анализа прогонов в разрезе времени и принятия решений по оптимизации тестирования. В общем, автоматизация не только снизила рутинную нагрузку на команду, но и вывела подход к конфигурационному тестированию на новый уровень качества. Что в итогеАвтоматизация матрицы покрытия устройств помогла нашим QA:
Да, рутинные задачи — неотъемлемая часть работы QA. Но они не должны мешать главной цели — обеспечению качества. Автоматизируя процессы, мы открываем больше возможностей для роста команды и улучшения продукта. |