Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Три паттерна для улучшения работы с автотестами
28.06.2021 00:00

Автор оригинала: Uladzislau Ramanenka

Меня зовут Владислав Романенко, я старший iOS QA Engineer в Badoo и Bumble. Несколько лет назад мы начали активнее использовать автотесты в разработке, но столкнулись с некоторыми трудностями. 

Логичный вопрос: почему мы занялись автоматизацией тестирования? Ответ кроется в еженедельном выпуске новых версий наших мобильных приложений. QA-отделу приходится тестировать новые фичи, их интеграцию в сервисы и заниматься регрессионным тестированием. За неделю комплексное регрессионное тестирование нужно проводить как минимум один раз, что довольно утомительно. Автоматизация помогла нам выпускать новые версии быстрее и без потери качества. Подробнее об автоматизации мобильного тестирования — в докладе моих коллег

В разработке проблемы часто решаются с помощью паттернов — обобщённых решений для часто возникающих проблем в заданном контексте. То же и с автоматизацией тестирования, есть даже хорошее wiki-описание. В этой статье мы поговорим о паттернах процессов (Process Patterns). Они помогают организовать и улучшить процесс автоматизации тестирования. 

Без дальнейших предисловий перейдём к трудностям, с которыми мы боролись, и рекомендациям по их преодолению с помощью тех самых паттернов. Замечу, что это не единственные проблемы, которые у нас были и есть. Но в рамках данной статьи я решил остановиться именно на них.

Паттерн №1. Просьба о помощи (Ask for Help)

Как это часто бывает, мы все имели разный опыт, знания и навыки. На тот момент не все в команде сталкивались с автоматизацией тестирования — некоторым пришлось учиться на ходу. Чтобы помочь коллегам из команды QA справиться со сложностями, мы предложили им обратиться за помощью к команде автоматизации. Идея в том, что если ты застреваешь на какой-то проблеме, то не нужно самостоятельно бороться с ней слишком долго, ведь другие уже могли столкнуться с подобным и найти решение. А чтобы автоматизаторов не завалили вопросами, мы решили формализовать этот подход. Прекрасным решением оказался паттерн ASK FOR HELP

«Просите о помощи, а не теряйте время, пытаясь всё сделать самостоятельно». 

Ни одна команда не может в любой момент времени обладать всеми необходимыми навыками, и иметь несколько экспертов, к которым можно обратиться при необходимости, — то, что нужно.

Но оказалось, что простое следование паттерну может привести к новым проблемам. Команде автоматизации тестирования стали задавать вопросы ещё чаще, чем обычно (например, о настройке окружения). Со временем мы стали замечать, что разные члены команд задают одни и те же вопросы. У автоматизаторов уходило много времени на то, чтобы всем ответить, поскольку даже простой и хорошо сформулированный вопрос требует переключения контекста.

Внутренний StackOverflow

Стоит отметить, что в нашей вики есть документация и описания решений для большинства распространённых проблем. Возможно, документировать все возможные ошибки и объяснения в вики — не лучший подход, но мы считали, что сохранить их в одном месте будет полезно. Так у нас возникла идея создания локального Stack Overflow. Для этого мы воспользовались open source-решением Scoold. Оно предназначено для использования на первой линии обработки запросов и работает как обычная Stack Overflow, только для сотрудников компании. Когда у кого-нибудь возникает проблема, достаточно зайти в наш локальный Stack Overflow, чтобы найти решение или написать вопрос, на который ответит кто-то из специалистов.


Так выглядит наш локальный StackOverflow
Так выглядит наш локальный StackOverflow


Преимущества

  • Процесс геймифицируется, поэтому в поиск решений вовлекается больше людей. Мы не стали придумывать разные лычки или звания — количество голосов или звёзд ничего не значит — и вам не советуем этим увлекаться. Геймификация — лишь дополнительный стимул для участников, а не основной фактор.

  • Мы тратим меньше времени и сил на решение проблем. Во-первых, они оказываются на виду, поэтому их проще решить. Во-вторых, уменьшается количество перекидываний задачи от одного человека к другому.

  • Стало меньше сообщений и веток в чатах, где их трудно отслеживать и искать. Мессенджеры — не лучшее место для хранения документации и обращения к ней как к источнику истины. Stack Overflow гораздо удобнее.

Недостатки

  • Нет ответственного за запуск реализации. Нужно, чтобы кто-то стимулировал создание даже простейшего решения. Нам повезло — в нашем случаем таким человеком стал dr0pt4ble, который взял инициативу в свои руки. Не менее важно, чтобы руководство понимало и поддерживало такую инициативу.

  • Низкая популярность решения: платформа не сразу стала настолько востребованной, насколько мы ожидали. Любой новый инструмент должен сражаться за любовь пользователей, и это понятно, ведь не всем нравятся перемены. Возможно, мы не проявляли на сайте сверхактивность с первого дня, но постепенно смогли перенаправить туда почти все соответствующие вопросы, а также привлечь к решению проблем людей, не входящих в команду автоматизации тестирования.

  • На вопросы могут отвечать недостаточно быстро. На этот случай стоит реализовать уведомления в мессенджерах о появлении новых вопросов. Однако сегодня многие работают из дома и мессенджеры переполнены уведомлениями, что повышает соблазн отключить звук. Каждая команда решает эту проблему по-своему, но для нас появление напоминания в чате автоматизаторов в Slack работает хорошо. 

Паттерн №2. Введение стандартов (Set Standards)


По мере возможности мы стараемся переиспользовать код в разных приложениях и на разных платформах, чтобы упростить сопровождение и поддержку. Но, как и в любой другой системе, которую несколько лет разрабатывало много людей, разные части кода могут быть написаны в разных стилях. Наш основной язык для сквозных автотестов — это Ruby (об истории автоматизации мобильного тестирования в нашей компании рассказывал agile_seph здесь), потому что он как раз позволяет писать код в разных стилях (автор языка Юкихиро Мацумото хотел, чтобы разработчики использовали его язык так, как им удобно). Однако работать с чужим кодом бывает сложно. 

Для решения этой проблемы мы выбрали паттерн SET STANDARDS

«Введите и соблюдайте стандарты для артефактов автоматизации». 

Без этого может получиться, что над одним проектом работают несколько человек, и у каждого свой стиль и методы (как если бы все говорили на разных языках). Решать проблему мы начали со сбора мнений тех, кто непосредственно занимается автоматизацией. Мы стремились выработать такие соглашения о стиле, которые будут полезны всем пользователям. И чтобы каждый, кто участвовал в принятии решения, в будущем старался его придерживаться. Так мы создали руководства, которые принимают и соблюдают все участники процесса, что в буквальном смысле помогло нам найти общий язык.

Что мы сделали

  • Создали локальную вики с актуальными руководствами и документами (например, как настроить окружение, как запускать и поддерживать тесты), которая помогла сократить циклы ревизии кода. Всю документацию мы храним в Confluence, который разделили на несколько частей. Команды регулярно проверяют актуальность своей документации.

  • Добавили в вики межкомандные ретроспективы и соглашения. Ежемесячно мы проводим встречи и по результатам каждой из них делаем какие-то практические выводы.

  • Что касается самого кода тестов и ограничений на уровне кода для основных этапов и методов верификации, мы внедрили стандартные инструменты, включая RuboCop (статический анализатор и инструмент форматирования кода для Ruby), защитные проверки (Guard Cheсks) и pre-commit-хуки.

  • Вычистили устаревший код и выделили универсальные параметризированные этапы и методы. Рекомендовали не создавать собственные методы, если можно воспользоваться уже существующими. Образец проекта с некоторыми из наших лучших практик можно посмотреть здесь.

  • Из участников команды автоматизации тестирования сформировали комитет качества кода. У него есть список вопросов и задач, поучаствовать в решении которых может любой желающий. Мы также приглашаем на встречи комитета всех, у кого есть вопросы, чтобы помочь в их решении.

Преимущества

  • На сопровождение тестов и исправление ошибок тратится меньше времени и сил. Руководство по написанию кода очень облегчает понимание того, что и как писать.

  • На ревью кода уходит меньше времени. С одной стороны, код становится аккуратнее, с другой — всегда есть источник истины для рецензента и рецензируемого.

  • Для работы с кодом, который писали другие команды, не требуется прилагать дополнительные усилия. У нас несколько команд работают в одном репозитории, их стандарты и практики могут отличаться. Но знание границ помогает придерживаться некоего единого стиля.

Недостатки

  • После создания документации её никто не сопровождает. Это общая проблема для любой документации, особенно для той, что не используется постоянно. Поэтому мы назначили ответственных за сопровождение документов и настроили отправку им на почту уведомлений из Confluence, чтобы ничьи комментарии не оставались без внимания. 

  • Трудно организовывать ретроспективные встречи и привлекать людей. Непросто найти время, когда все заинтересованные сотрудники не заняты решением своих задач. Поэтому такие встречи приходится планировать сильно заранее.

Паттерн №3. Делимся информацией (Share Information)



Как команда мы стараемся совершенствовать навыки, поэтому рекомендуем всем делиться своими знаниями, например результатами анализа причин сложного бага, тематическими исследованиями, устройством инструментов и любой другой информацией, которая может быть полезна коллегам.

Этот паттерн называется SHARE INFORMATION

«Просите и давайте информацию начальству, разработчикам и другим тестировщикам»

Для нас это способ улучшить автоматизацию тестирования за счёт более широкого набора знаний. Для реализации этого паттерна мы запустили еженедельные короткие презентации — QA Lightning Talks. Любой человек может предложить тему и в течение 10-15 минут выступить с ней. Поскольку у встреч чёткий тайминг, это хорошая возможность узнать что-то новое, не потратив на это много времени. Для тех, кто не смог присутствовать, мы сохраняем видеозаписи встреч во внутренней библиотеке. 

Доклады могут быть посвящены не только тестированию и его автоматизации. Например, однажды bayandin рассказывал о своём опыте поддержки проекта Homebrew. А я как-то рассказывал о том, что я «диванный картограф» в Humanitarian OpenStreetMap. Я создаю карты районов, которые плохо картографированы, и потом ими пользуются в работе сотрудники разных организаций вроде Красного Креста или «Врачей без границ». Сокращённая версия этого доклада позднее была представлена на сессии Soapbox конференции EuroSTAR 2020.

Преимущества

  • Участники команды лучше понимают, кто над чем трудится. В больших компаниях нередко бывает так, что команды начинают работать изолированно, словно в бункерах. И такие короткие доклады могут стать ценным дополнением к другим способам налаживания коммуникации и совместной работы. 

  • Общий объём знаний растёт. А согласно исследованию, обмен знаниями улучшает взаимодействие между департаментами и внутри них.

  • Дополнительная мотивация к саморазвитию и росту. Когда видишь, что делают другие и как ты можешь им помочь, это может вдохновить научиться чему-то новому или углубить знания.

Недостатки

  • Не все хотят делать доклады. Мало того, что нужно сделать презентацию, так ещё и необходимо набраться смелости и приложить усилия, чтобы выступить перед аудиторией. Мы сгладили этот момент, ограничив длительность выступлений и предлагая помощь и поддержку всем, кто хочет выступить. Многие уже сделали свои первые шаги на этом поприще.

  • Трудно удерживать интерес аудитории и увеличивать ее. Мы каждый раз меняем тему и сосредотачиваемся на актуальных проблемах. Например, один из проектов заключался в том, что мы собирали результаты всех тестовых прогонов тикета в таблицу и интегрировали её в Jira. Об этом на ближайшей встрече и рассказал один из участников команды автоматизации тестирования.

Бонус: паттерн для обучения — разделение на пары (Pair Up)


Расскажу ещё о том, к чему привели вышеописанные шаги. Например, QA-инженеры стали готовы брать (и постепенно взяли) ответственность за написание, сопровождение и анализ нестабильных автоматизированных тестов. Поэтому мы решили пойти дальше — сделать так, чтобы они взяли на себя ещё и фреймворк автоматизации тестирования и некоторые связанные с инструментарием задачи. Такой шаг был бы невозможен, если бы тестировщики не смогли, помимо своих повседневных задач, ещё и изучать фреймворк и плотно работать с кодовой базой. И хотя регулярные задачи решались качественно, казалось, что выйти за их пределы без помощи будет непросто.

Чтобы достичь цели, мы воспользовались паттерном PAIR UP

«Более опытный сотрудник получает себе в пару менее опытного». 

Для QA-инженеров мы запустили внутреннюю программу менторства. Что это такое? QA-инженеры присоединяются к автоматизаторам на короткий промежуток времени (обычно на две недели) и работают над задачами из бэклога этой команды, а не из своего. Помогают им в этом менторы из числа старших инженеров-автоматизаторов. Цель внутреннего менторства заключается в обучении. Мы разработали такой манифест:

  • Сосредоточенность на обучении, а не на строгом соблюдении сроков.

  • Интерактивные обсуждения, а не работа в бункере.

  • Ранняя и регулярная обратная связь, а не ретрообзор в конце менторства. 

Хотя утверждения справа ценны, утверждения слева для нас ценнее.

Подробнее о менторстве, о том, почему и как мы его практикуем, я рассказывал в недавнем выступлении.

Итоги

Применение этих паттернов помогло нам решить несколько сложных вопросов и в коммуникации, и в работе с кодом. Мы вышли на новый уровень автоматизации — при этом процессы налажены, а люди в команде не перегружены работой. 

Какие проблемы мы смогли решить

  • Нежелание обращаться за помощью к коллегам (решили с помощью паттерна “Ask for help”). Как отметили в своей книге “A Journey through Test Automation Patterns: One team’s adventures with the Test Automation“ Серетта Гамба и Дороти Грэхем, «не бойтесь просить о помощи: большинству людей на самом деле нравится помогать».

  • Высокая стоимость сопровождения кодовой базы тестирования (решили с помощью паттерна “Set Standards”). Если вы давно работаете над автоматизацией, то стандарты просто необходимы.

  • Информационный бункер (решили с помощью паттерна “Share Information”). Общайтесь с другими людьми: в процессе обсуждения часто рождаются новые идеи.

В этой статье я описал лишь несколько паттернов, подходящих для автоматизации тестирования. Но я надеюсь, что наш опыт и рекомендации послужат для вас вдохновением. 

Расскажите в комментариях, с какими сложностями при автоматизации тестирования столкнулись вы и как их решали.  

Обсудить в форуме