Head of QA: начало |
01.11.2023 00:00 |
Автор статьи: Глеб Саркисов (Gleb Sarkisov) Преодоление кризисов в качестве лидера команды: первый год в роли Head of QAВсем привет, я Глеб. За 7 лет работы в QA я успел попробовать разные роли: – тестировщик в стартапе; – тест-лид в агентстве и корпорации; – и вот недавно прошел год, как я работаю хедом QA в Mayflower. Меняется не только моя роль, но и количество людей, за которых я отвечаю. Если несколько лет назад я управлял командой из двух тестировщиков, то сейчас отвечаю за отдел тестирования, в котором почти 30 человек. В этой статье хочу поделиться своим опытом работы в роли хеда. Это может быть полезным для тех, кто планирует расти в эту сторону, но имеет внутренние вопросики. Про страхи Небольшой дисклеймер о том, что я имею в виду под страхом в этой статье: конечно, это не паническое состояние или желание убежать, скорее, сомнения в своей экспертности, синдром самозванца — суперзнакомое многим в IT ощущение. Год назад я согласился выйти на позицию хеда тестирования. С одной стороны, я был очень рад новому челленджу, а с другой стороны, в голове блуждали какие-то страхи. С ходу мне даже сложно было разобраться, что именно меня пугает и почему. Спустя некоторое время эти страхи «оформились», и я смог их для себя структурировать в понятные пойнты: 1. ЛюдиВ предыдущей компании я был лидом семи инженеров в нескольких командах. Семь — отличная цифра, ровно столько элементов ты можешь удержать в голове. Теперь же мне на старте дали 15 человек (а за год их стало почти 30). Меня волновало, как мне удастся найти общий язык с таким большим количеством людей в команде, стоит ли это вообще делать, какие сложности ждут меня (и их) и как я буду их преодолевать. 2. Переход в новую рольВ Mayflower роль Head of QA — это всего минус один от c-level в структуре организации. Ранее напрямую с такими серьёзными ребятами мне работать не приходилось. Поэтому внутренний мандраж первое время, конечно, присутствовал. Как выглядит работа с c-level? Есть ли какие-то общепринятые правила, которых я пока не знаю? Справлюсь ли я с этим форматом? 3. ЭкспертизаДругая сложная тема — принятие правильных решений по процессам тестирования. Насколько получится выстроить схему анализа проблем, поиска их решения, внедрения изменений и наблюдения за результатом? Буду ли я предлагать оптимальные изменения, как буду определять, где я неправ? С такими вводными я взялся за новую роль. Дальше был год работы, в течение которого многие вещи стали проще, некоторые страхи испарились, а что-то оказалось сложнее, чем я думал. Поделюсь внутрянкой страхов, действиями против них и выводами, к которым я пришёл. Моя цель — помочь и поддержать тех, кто только начинает этот путь. ЛюдиОпыта управления такой большой командой у меня ещё не было, поэтому, естественно, я боялся оказаться для них плохим лидером. К сожалению, Википедия не дает определения понятия «плохой лидер», поэтому я поделюсь своим, кем я точно НЕ хотел стать для своей команды. Плохой лидер: – не умеет в баланс между ответственностью и доверием, например, может полностью утаскивать на себя принятие решений, не обсуждая и не делегируя лидам, инженерам, или, наоборот, скидывает все проблемы и необходимые изменения своим сотрудникам; – не выражает поддержку там, где она необходима / заслужена или перехваливает сотрудника; – не годится для того, чтобы брать с него пример в решении проблем и движении к достижению цели; – не справляется со своим характером, и из-за этого кто-то огребает; – не видит общей картины происходящего, не может сделать вывод о том, что хорошо и что плохо, и не может выступать в роли визионера. Портрет антилидера у меня был, так что же я сделал, чтобы в него не превратиться? Конечно, сначала я знакомился с ребятами на личных встречах и разбирался в общем процессе их работы. Здесь стоит отметить, что все 27 инженеров группами по два-три человека вгружены в отдельные полностью укомплектованные продуктовые команды (со своим проджектом, продактом, аналитиком, разработчиками и тд). Мне пришлось использовать разные подходы к абсолютно разным людям, которых было много. Кроме того, они работают в разных командах, в каждой из которых существует своя атмосфера и специфика. Я понимал, что путь к нахождению общих точек соприкосновения и доверию лежит через решение кризисных ситуаций: — острых ситуаций отдельных ребят; Эти кризисы действительно возникают и могут продолжаться, они не проходят сами по себе, а мы с обеих сторон — я и мои QA — берем на себя ответственность, пытаемся понять причины проблемы через диалог со мной, лидами, через ретро внутри команд, личный анализ и идем по договоренностям. «Капитанский» рецепт выхода из кризиса, по которому я пытаюсь идти каждый раз:
Спустя год я вижу, что с большинством у меня выстроились доверительные отношения. Хотя диапазон кейсов был очень разный: кто-то затащил крутой подход в тестировании, и мы радовались его успехам, а кто-то ловил дизмораль из-за разных ситуаций на проекте, и я пытался ему помочь. Так мы познакомились друг с другом, QA поняли, где я могу быть полезен и в каких вопросах мне можно довериться. Однажды меня зацепила мысль: руководитель отдела QA (применимо и к любым другим) не может делать вывод обо всем только по дашбордам, метрикам, автоматизированным уведомлениям и ощущению его лидов — ему необходимо выстраивать связь с каждым из сотрудников, слушать, о каких проблемах говорят именно они, а не надеяться на консолидированный фидбек, принесенный на блюдечке. Чем больше человек в команде, тем сложнее следить за всем происходящим и системное общение с каждым инженером случается не чаще раза в 4–5 месяцев. И всё же, если того требует ситуация, надо делать исключения и видеться чаще. Не стоит бояться размера отдела: всегда можно изобрести какой-то формат, в котором будет достаточное количество коммуникаций. Важно не терять прямую связь с сотрудниками: только так ты действительно будешь понимать боли, ценность конкретных достижений инженеров и фактическое влияние твоих изменений на процесс доставки. Возвращаясь к теме про лидерство и то, как я вижу имеющийся итог: я все ещё продолжаю искать правильный баланс. Иногда мне тяжело проводить черту между личным отношением к человеку и требовательностью в рамках моей ответственности. Этот баланс становится лучше с каждым отдельным кейсом, в котором я участвую, хотя эмоционально это дается мне непросто (хотя никто и не обещал, что будет легко). Переход в новую рольПомимо самой софтовой части работы с людьми было тревожно начать работать в прямой связке с c-level. Вопросы в голове были примерно такие:
В течение года все эти вопросы возникали в разные моменты и сейчас иногда могут возникнуть — но такова уж специфика плотной работы с c-level. Мои наблюдения по прошествии года:
ЭкспертизаТретьим элементом, который вызывал вопросы, оказалась моя профессиональная экспертиза и её применимость. Она, в свою очередь, раскладывается на отладку процессов и управление инструментами QA. Отладка процессовВ плане отладки процессов я переживал, что:
Что я в итоге сделал и получилось ли всё пофиксить? Я выстроил коммуникацию со всеми холдерами процесса доставки. Засетапил синки с лидом проджект-менеджеров, QA-техлидами, настроил сбор и анализ метрик (читайте мою другую статью про Плотность дефектов “со звездочкой”). Ввел процесс постмортемов для каждого критического бага на уровне лидов фронта, бэка и QA, и в ближайшее время планирую увести это внутрь команд. На наших постмортем-встречах мы детально обсуждаем криты. Такой процесс позволяет не только быстрее и точнее залатывать открывшиеся дыры в процессах, но и действовать превентивно. Любое решение по изменению процесса доставки стоит проводить через проджектов, обсуждать с командой QA, учитывая их комментарии и предложения. Выводы о пользе изменения можно делать по метрикам, субъективным ощущениям команд и их тимлидов, информации с ретроспектив. При таком подходе неполезные процессы отмирают сами собой, а нужные остаются и становятся естественными. Управление инструментарием QAПод инструментарием QA я подразумеваю фреймворки и их развитие, написание автотестов, работу с чеклистами, используемые для тестирования приложения и тд. Для контекста, в моем случае в структуре нашего отдела над инженерами находятся техлиды тестирования, отвечающие за фреймворки и инфраструктуру тестирования. Мои запросы по части автоматизации существуют на уровне процессов и цифр:
Я собираю набор метрик, наши ожидания от инфраструктуры и фреймворков и ограничения. Принятие решений по конкретным изменениям фреймворкам, мониторинг тестов, помощь и развитие тестировщиков по этим направлениям лежит в зоне ответственности QA-техлидов. Все, что касается самих инструментов (мобилки для тестирования, отдельное приложение и остальное), артефактов (чеклист, тест-кейс и прочее) — обсуждаем c техлидами и отделом. Как именно вы будете развивать ваш отдел напрямую зависит от его структуры и целеполагания. Например, если у вас есть кто-то когда-то немного работавший с нагрузочным тестированием — пусть сделает MVP, докажет его работоспособность и дальше может претендовать на роль «эксперта». При таком подходе развитие технического направления не размазывается на всех, а закрепляется за конкретным человеком. Потом он может искать падаванов внутри и подключать их к поддержке и развитию фреймворка, шеря с ними свои цели. Как руководитель отдела, вы будете оформлять запрос на закупку лицензий, и если у вас ведется контроль бюджетов, вам понадобятся реальные доводы по именно такому количеству пользователей, именно этому типу лицензии и ее сроку. Поэтому финальная ответственность за решение приобрести софт/хардвер лежит на вас. ЗаключениеРоль руководителя отдела тестирования сложна и к ней никогда нельзя полностью подготовиться. Конечно, все сложности реально преодолеть. Из забавных наблюдений: внутри отдела вам может быть непросто объяснить, чем конкретно вы занимаетесь, потому что спектр ответственности огромный и нет одних и тех же задач, над которыми вы работаете каждый день. С этим элементом неопределенности приходится жить, и нужно становиться маячком для своего отдела, подсвечивая, зачем мы вообще здесь собрались, почему мы тестируем именно так и к чему хотим прийти в ближайшие годы. Каждому размышляющему о постепенном переходе в хеды/лиды я также советую найти себе ментора на первое время. Это отлично поможет фокусироваться на проблемах, быстрее находить их решение, а также вы заручитесь ментальной поддержкой. Смелости, терпения и удачи! |