Как тестировать документацию. Простой алгоритм |
21.02.2022 00:00 |
Автор: Ирина Соколова, Senior QA Engineer, qualsolife.ru Мы все знаем прелести раннего тестирования и честно стараемся ревьюить требования, архитектурные проекты и прочую документацию. Выискиваем неполные описания, инструкции, которые приведут к ошибкам и вопросы без ответов. При этом у меня бывает, что на тестировании документации сложно сфокусироваться, особенно если это затянувшееся коллективное ревью, автор рассказывает детали, а скука обволакивает и затягивает в сон. Я попыталась себе помочь, и зафиксировала некоторые азы рецензирования. Держу их перед собой. Добавим чашку кофе, и ревью превращается в осмысленное мероприятие. Введение Повторенье - мать учения, пробежимся по базовым определениям, чтоб изъясняться на одном языке:
Итак, тестирование - это процесс с тремя вопросами к тестируемому объекту
Статический анализ выполняется специальным программным обеспечением. Мы же практикуем рецензирование.
Алгоритм тестирования документацииЗдесь напомню, что жизненный цикл тестирования у нас такой:
Ревью (==рецензирование) документации - это тоже тестирование. А значит, имеем алгоритм
Entry criteria (критерий входа) - условие, выполнение которого обязательно для основного рецензирования. Если оно не выполняется, тестирование останавливается, документ передается на доработку. Exit criteria (критерии выхода) - условия, когда тестирование считается успешно завершенным и документ можно использовать для дальнейшей работы по назначению. Да, я приемлю считать работу над документом успешно завершенным, если в моем видении там осталась 1-2 очень незначительных замечания. Бесконечное полирование съедает драгоценное время, к тому же в рецензировании присутствует субъективность, что минорный дефект для меня - то допустимая норма для другого. Пример тестирования требованийКакой самый частый документ, который вы тестируете? Я - Jira ticket, тип Story. Задача в Джире, которая будет_включена/уже_включена в новый спринт - типичный объект раннего тестирования. Чем она вернее и полнее описана изначально, тем больше шансов вовремя получить качественный функционал. У каждой команды могут быть регламентированы свои стандарты оформления тикетов, прежде всего стоит поискать в документации или поинтересоваться у старших коллег, есть ли принятые стандарты в вашей компании. Есть ли их нет опираемся на распространенные общепринятые нормы ниже. Подготовка Jira задача с типом Story - документ, описывающий функционал, который необходимо спроектировать, написать код и протестировать. Для меня Jira задача обязательно должна содержать:
Дополнительно могут быть:
Check list
Рецензирование Мое рецензирование jira задач не похоже на классическое книжное ревью, потому что у нас часто бывает, что Product Manager торопится и не прописывает все детали. По классическому алгоритму я должна бы собрать все замечания и вернуть ему документ на доработку. Но, когда мы говорим про Jira ticket это ненужная потеря времени, и я просто сама в процессе рецензирования дописываю недостающее. Важно, если хоть немного сомневаюсь в чем-то, прошу его проверить и подтвердить верность моих суждений, а вместе с тем адресую замечания, которые остаются. Получается рецензирование на рецензирование. Кстати, интересный факт, я всегда считала, что заполнение jira ticket полностью обязанность Product Manager. Но недавно у нас проводила тренинги Liz Keogh, английский agile консультант, и она рассказала, что на сегодня считается успешной практикой, когда раздел Acceptance criteria заполняют именно разработчики. Это на уровне документации заставляет их детально подумать,
Отчетность Мне удобно, когда диалог по правкам ведется в комментариях к задаче. Если ответа долго нет, всегда можно напомнить на ежедневной встрече. ЗаключениеВ этой части просто повторю, что уже писала в одной из своих ранних статей. Не верю, что бывают универсальные алгоритмы, которые подойдут в любую команду, но верю, что насмотренность на чужие (даже самые простые) практики дает фундамент генерировать те способы работы, которые поднимут уровень рабочего комфорта в вашем случае. Удачи! |