Языковые модели |
22.07.2024 00:00 |
Автор: Майкл Болтон (Michael Bolton) «Языковые модели» («Language models») обычно интерпретируются как сложное существительное – нечто, что моделирует язык. Что, если определять models как глагол? Тогда это простое изъявительное предложение с предполагаемым объектом: язык моделирует наше мышление, или же язык моделирует мир. Как и с любой моделью, замена или изменение одного из ее элементов может натолкнуть нас на что-то интересное, что поможет усовершенствовать ответы на два главных вопроса, которые мы задаем, тестируя. Первый – это вопрос, который мы постоянно, экспансивно и неявно задаем сами себе как тестировщикам: «Есть ли тут проблема?» Второй мы задаем клиентам – время от времени, конкретно и явно, и он касается проблем и продукта: «Вам как, нормально?» Вот вам эвристика: когда вы видите «ИИ» (или «ИИ-модель», или «большую языковую модель», или «генеративный ИИ»), замените это словосочетание на «ПО» и оцените, насколько значимы будут перемены в вашем восприятии ценности и риска. Попробуйте! Вот вам примеры.
«ПО в автопилотируемых автомобилях используется для восприятия, принятия решений, предиктивного моделирования и обработки естественного языка».
«Исследование МакКинси утверждает, что разработчики ПО могут вдвое быстрее выполнять свои задачи, используя ПО».
«Согласно судебному иску, компания UnitedHealth использует на 90% ошибочное ПО, чтобы отказывать в предоставлении услуг».
«ПО могут выполнять какие угодно задачи – например, потрясающе точное распознавание и генерацию текстов». Замена выглядит очень знакомой, не так ли? Люди говорят о ПО то же самое целую вечность. Теперь, используя те же предложения, замените «ИИ» («ИИ-модель», «большую языковую модель», «генеративный ИИ») на «алгоритмы, чье поведение неясно, не описано сознательным или добросовестным человеком, и чей исходный код у нас отсутствует».
«Алгоритмы, чье поведение неясно, не описано сознательным или добросовестным человеком, и чей исходный код у нас отсутствует, в автопилотируемых автомобилях используются для восприятия, принятия решений, предиктивного моделирования и обработки естественного языка».
«Исследование МакКинси утверждает, что разработчики ПО могут вдвое быстрее выполнять свои задачи, используя алгоритмы, чье поведение неясно, не описано сознательным или добросовестным человеком, и чей исходный код у нас отсутствует».
«Согласно судебному иску, компания UnitedHealth использует на 90% ошибочные алгоритмы, чье поведение неясно, не описано сознательным или добросовестным человеком, и чей исходный код у нас отсутствует, чтобы отказывать в предоставлении услуг».
«Алгоритмы, чье поведение неясно, не описано сознательным или добросовестным человеком, и чей исходный код у нас отсутствует, могут выполнять какие угодно задачи – например, потрясающе точное распознавание и генерацию текстов». Заметьте, как изменение слов изменило ваше восприятие риска. Язык моделирует! Какая стратегия тестирования для этого нужна? В каком-то смысле простая. Основываясь на первом поиске и замене, примените долгосрочную, устойчивую, верхнеуровневую стратегию тестирования ПО – любого ПО. Изучая продукт, дайте ему ряд простых заданий. Делая это, изучите и оцените то, что вы видите и слышите. Постоянно, экспансивно и неявно спрашивайте себя – есть ли тут проблема? С таким подходом вы с большим шансом найдете проблемы. Продукт может рухнуть на первом препятствии. Не замечаете никаких проблем – копните глубже, дайте более сложные задачи, посмотрите в другом месте, под другими углами. Убедитесь, что у вас есть доступ к соответствующей экспертизе и возможность ее применить, чтобы заметить проблемы. Периодически обращайтесь к клиенту. Опишите продукт и его проблемы, а также то, как они влияют на бизнес. Затем спросите, конкретно и явно – «Вам как, нормально?» |