Что пишут в блогах

Подписаться

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Родословная тестирования
15.11.2022 00:00

Автор: Джефф Найман (Jeff Nyman)
Оригинал статьи
Перевод: Ольга Алифанова

Тестировщики много спорят о том, может ли "кто угодно" тестировать. Ответ – да, если вы человек, вы автоматически тестировщик. Но не каждый будет специалистом тестирования. Я немного говорил об этом в статье, что значит быть тест-специалистом, и надо ли нам нанимать тест-специалистов. Тут я просто хочу подкрепить позицию, что живой человек – тестировщик по умолчанию, рассмотрев родословную этой концепции.

Будем предельно просты.

Думаю, большинство из нас смотрели в чистое звездное небо и думали, что же там находится. Многие, многие годы наши дальние предки смотрели в то же небо. Учитывая уровень загрязненности окружающей среды, видели они его намного лучше нас.

Но вот что надо держать в уме: наши предки пытались понять, на что же они там смотрят.

Да, конечно, частично эти попытки лежали больше в области философии или теологии. Но, помимо этого, тут есть очень практическая необходимость. Знание движений небесных тел было критично важным для людей. Оно было практичным в самом прямом смысле: необходимым для навигации, сезонных миграций, выращивания урожая и отслеживания времени. Наши предки были очень озабочены циклами Солнца, Луны и того, что позднее стало называться планетами. Эта озабоченность была базисом тестирования, или как минимум тест-мышления.

На самом деле озабоченность была такова, что наши предки строили интересные "тест-инструменты" – мегалитические структуры, многие из которых намеренно совпадали с астрономическими событиями.

 

То, что наблюдали наши предки – и что ясно из построенных ими инструментов, - это закономерности. Эти закономерности движения астрономических тел предполагали очень специфические намерения небес. Это пространство вызывало не только философский или, возможно, духовный интерес. Наблюдалась очень сложная система движущихся частей. Наблюдалась работа механизма.

Понимание этого механизма было частично улучшено при помощи созданных инструментов. Эти инструменты позволили нашим предкам выдвигать гипотезы о работе механизма – о том, как все на самом деле движется, по каким паттернам – и применять инструментарий для проверки этих гипотез. Критически важно отметить, что они не начинали с инструментов, конечно же. Инструменты появились только после длительных наблюдений и серьезных размышлений.

Как только понятие "механизма" было установлено, стала возможной и другая концепция – измерение. Такие измерения были важной частью процесса определения, как организован этот механизм, как он регулируется. Но это было не просто измерение, а скорее новые и улучшенные способы измерять. Были созданы важные навыки вроде арифметики, тригонометрии и геометрии. Появился целый класс людей, которых сейчас называют "астрономами". Они проводили тщательные замеры и выполняли сложный анализ, и эта работа постепенно выявила определенный порядок наблюдаемой в небесах деятельности. Этот порядок теперь выражался в числах и формах (возможно, многие читатели моей статьи "Тестирование как геометрия или топология" поймут, с чего начались эти мои размышления).

Все это было тестированием. Это было идеей перехода от чисто качественного к количественному. Например, "форма нашего мышления" позволила нам размышлять о формах объектов, вроде Земли:

 

Упор был на практичность – нужды навигации, отслеживание времени, о которых я уже упоминал. Однако преследовалось и более широкое понимание происходящего – не только того, как все работает, но и того, как мы, люди, можем приспособить эту работу для более широкого контекста. В результате было сконструировано множество теоретических моделей, объясняющих не только то, что мы видим, но и то, почему это имеет смысл, и почему наши методы наблюдения в принципе сработали.

Даже при всем этом тест-мышлении все еще было возможным наблюдать, вероятно, удивительные (как минимум для наших современных глаз) разрывы. К примеру, долгое время не проводилось попыток связать движение астрономических тел с движением материальных тел Земли. Идея была в том, что Небеса и Земля, наполненные движением, остаются тем не менее полностью отдельными царствами. Похоже на легкое разъединение разработчиков (Земли) от тестировщиков (Небес).

Но затем появилась другая группа. Назовем их сейчас "физиками", но тогда они были "натурфилософами". Эта группа осознала, что ключ ко вселенной находится не только в геометрии космической архитектуры. Скорее этот ключ в руках законов природы.

В каком-то смысле эти законы можно назвать вышедшими за пределы физического мира – они перешли на более абстрактный уровень. Мысль ученых заключалась в том, что законы, незримые для человеческих чувств, тем не менее вполне достижимы человеческим разумом. Теперь "числа и формы", о которых я упоминал выше, проявлялись не только в конкретных физических объектах и системах, но и вплелись непосредственно в законы природы. Эти законы сформировали мозаику явных и скрытых паттернов. Эти паттерны управляли движением. И в какой-то момент путем наблюдений и экспериментов (тестирования!) ученые осознали, что это применимо к движениям как Небес, так и Земли.

Эта концептуальная поворотная точка во многих отношениях сформировала идеал тест-мышления. С нее начался переход от чистого описания мира к объяснению, как он на самом деле устроен.

Возможно, вы скажете "Подожди-ка! Ты сказал, что кто угодно может тестировать. А потом говоришь о специалистах – астрономах, натурфилософах. То есть тестировали не все, а только избранная часть".

Но, отвечу я, эти дисциплины развивались очень постепенно. Тестирование внутренне присуще человеку – и да, все могут им заниматься. Постепенно вокруг такой концепции, как научный метод, возникла новая специальность, детализировавшая общие концепции "тестирующих людей". И даже тогда все люди могли тестировать и тестировали. Вопрос был лишь в тонких отличиях их доменных областей от специализированных. Если вы думаете, что градостроительство или экономика не требуют тест-мышления, советую почитать что-нибудь на эти темы!

В одной из моих статей в 2017 году, "Если вы человек – вы тестируете", я писал, что:

"В 2018 году я в основном нацеливался на разъяснение этой позиции".

Не уверен, продвинулся ли я на этом пути. Этот пост – еще одна попытка в этом направлении.

Важно для меня тут то, что у тестирования внушительная родословная, потому что оно буквально встроено в развитие человечества. Даже нашим более отдаленным предкам необходимо было проводить "тестирование предположений", когда они добывали еду, избегали хищников, искали новые земли и находили пару.

Так как тестировщики продолжают испытывать, как я это называю, "экзистенциальную тревогу о будущем", советую им поразмышлять о родословной тестирования и о том, как оно выросло в специальность. Учитывая аргументацию современных тестировщиков, повторю так же то, что я говорил в статье "На что похоже тестирование":

Сама суть тестирования поддерживает дисциплины вроде физики, геологии, историографии, палеобиологии, химии, социальных наук, археологии, лингвистики, и т. д. У нашей дисциплины неимоверно богатое прошлое, которому есть чему нас научить. Давайте вести себя соответствующе.

Часть "соответствующего поведения" – это убеждение, что тестировщики – это влюбленные в свою работу, но добросовестные адвокаты и евангелисты тестирования как отдельной специализированной дисциплины. Часть "соответствующего поведения" – это помочь людям смотреть на тестирование широко, а не строить его вокруг отрицаний или рассказов, чем оно не является.

Хорошие новости – как я стараюсь показать, тестирование было с нами всегда.

И оно никуда не денется в обозримом будущем.

Обсудить в форуме