Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Убедительность для тестировщиков
11.07.2022 00:00

Автор: Джеймс Бах (James Bach)
Оригинал статьи
Перевод: Ольга Алифанова

Этот вопрос возник в ходе недавнего онлайн-тренинга Rapid Sofware Testing Explored. Донатас сказал "Предположим, мы нашли проблему в приложении или самом процессе разработки. Однако она не получает должного, с нашей точки зрения, внимания. Как убедить остальных? Что рекомендуется для взаимодействия с разработчиками, менеджерами и продакт-оунерами в этом случае?"

Это одна из больших проблем  0в тестировании. Как тестировщик, вы находите проблемы. Однако, если ваши клиенты не согласны с вами  в определении проблемы, вас не будут расценивать, как значимого члена команды. Вы станете печальным привидением, слоняющимся по чердаку.

Привлечение внимание к проблеме, которая этого заслуживает

Для начала опишу базовую динамику того, как заставить людей прислушаться к вам. Здравый смысл и логика тут не играют особой роли! Убедительность – это по большей части иррациональный процесс, хотя рациональность – важный инструмент. Значимые факторы – это:

  • Ваша репутация, способность нравиться и влияние с точки зрения людей, на которых вы хотите воздействовать.
  • Специфика ваших взаимоотношений с ними.
  • Их вера в общую достоверность ваших идей.
  • Их оценка доказательств и причин, о которых вы рассказываете.
  • Степень их страха или потребности в том, за что вы ратуете.
  • То, хорошо или плохо они будут себя чувствовать, соглашаясь с вами.
  • Сопоставление вашего предложения с альтернативными возможностями.

Я говорю о том, что нельзя преуспеть, просто собрав отличные доказательства и дав им говорить за себя. Я бывал в ситуациях, где ничто, что бы я мог сказать, ни в малейшей степени не повлияло бы на положительный исход дела. В таких местах я не задерживался. Это приводит к хроническому гневу и выгоранию.

Если ситуация небезнадежна, вот мой совет, как убедить клиента, что баг или проблема в проекте должны быть исправлены. Предположим, что вы уже сообщили о проблеме обычным способом, однако были отвергнуты. Возможно, проблема полностью проигнорирована. Что теперь?

Возвращение в реальный мир

  1. 1. Уверены ли вы, что вы правы? Дважды перепроверьте свои факты. Проведите более глубокое исследование. Если вы будете упорствовать и окажетесь неправы, это повредит вашей репутации.
  2. 2. Уверены ли вы, что проблема игнорируется? Иногда неприятности – дело тонкое, и их борьба с ними требует времени и тонких маневров. Иногда исправление бывает очень сложным и времязатратным. То, что проблема не исправляется, еще не значит, что всем наплевать.

Как-то раз я попал в проект, где первым, что я заметил, были кошмарные сообщения об ошибках. Они были крайне расплывчатыми, что-то вроде "Ошибка 37: произошел общий сбой". Как свеженазначенный глава тестирования компании, я сказал "Мы должны это исправить!", но мне объяснили, что такое исправление потребует глобальной переделки архитектуры системы. Разработчики конфузились и испытывали неловкость от этих сообщений. Они хотели их исправить. Однако, дабы оставаться в деле, нужно было заниматься более важными вещами.

Что делать с самого начала работы

  1. 1. Проясните свою миссию. Все ваше общение с клиентами основано на восприятии вашей роли. Не будьте уверены, что ваша миссия всем ясна и всеми принята. Если вы еще не обсудили цель вашей работы в команде, сделайте это. Проясните этот вопрос.
  2. 2. Улучшайте доверие и репутацию. На ваше общение также влияет то, как люди воспринимают вас как человека и профессионала. Думают ли они, что вы компетентны и серьезны? Такое доверие рождается только со временем. Это может занять месяцы и возникает после систематического обмена информацией. Уважайте свои договоренности; поддерживайте конфиденциальность; не лгите; контролируйте свои эмоции.
  3. 3. Выясните, как надо бить тревогу. Прорабатывая свои рабочие взаимоотношения с командой, еще до того, как вам захочется бить в набат, обсудите с коллегами (или хотя бы с менеджментом), что иногда вам нужно в голос заявить о том, что угрожает успеху продукта или проекта. Обсудите, как это сделать. В случае мелких и средних проблем я обычно создаю тред в Slack или сообщаю об этом на проектной встрече. В случае серьезных и щекотливых сложностей я могу начать с личных встреч с ключевыми людьми, чтобы завязать разговор до общего собрания, на котором мы обсудим план действий.

Как-то раз я тестировал критичное для безопасности устройство и нашел настолько шокирующий баг, что мне пришлось довести это до сведения менеджера подразделения. Баг бы никогда не возник, если бы программисты следовали базовым профессиональным практикам. Этот продукт мог кого-то убить, в конце концов! Если вы столкнулись с чем-то подобным, просто исправить баг недостаточно – нужно обсудить, как исправить процесс, который привел к этому багу.

Излагайте доводы разными способами

  1. 1. Приводите разумные доводы. Конечно, вы должны пользоваться классической рациональностью, обосновывая свое мнение. Однако эффективность этой тактики преувеличена. Люди, как оказывается, потрясающе хороши в деле игнорирования и обесценивания аргументов, подкрепленных доказательствами. Посмотрите на YouTube видео людей, убежденных, что Земля плоская. Опаньки! Вот почему ваши личные отношения и уровень доверия к вам так важны.
  2. 2. Используйте яркие примеры. На людей отлично влияют хорошие истории, поэтому я стараюсь придумать правдоподобные сценарии того, что может произойти, если мы не исправим этот баг. Я гуглю новости о похожих случаях.
  3. 3. Привлекайте союзников. Возможно, не только вы в вашей компании так думаете. Другие голоса в вашу поддержку могут вам помочь. Тестировщики – это люди, действующие как агенты всей остальной организации, поэтому налаживайте свои связи. Лично мне особенно нравится заводить знакомства со службой поддержки.

И держите в уме эти принципы

  1. 1. Выстрелили и (в основном) забыли. Как только вы изложили свои доводы, и они были услышаны, удаляйтесь. Дайте людям подумать об этом. Они могут ничего не предпринять, если вы не отойдете в сторону. Этому меня научило воспитание очень упрямого (весь в отца) сына.
  2. 2. Периодически проверяйте статус давних проблем. Ведите список текущих проблемных вопросов и периодически обсуждайте его с командой или менеджментом.
  3. 3. Влияние лучше работает в обратном направлении. Вот чему меня научило отцовство, супружество и менеджерство: если у вас достаточно власти, вы можете просто заставить людей согласиться с вами. Но если пользоваться этой властью слишком часто, ваши подчиненные будут стараться избегать вашего влияния или снизить его. Поэтому, желая сохранить свое влияние, используйте его как можно меньше. Хороший способ это сделать – использовать его, чтобы другие люди чувствовали себя более влиятельными. Знаю, звучит пугающе. Это кажется совершенно алогичным, но отлично работает во множестве ситуаций. Когда вы утверждаете чью-то привилегию контролировать ситуацию и обеспечиваете им безопасное принятие решений, возникает волшебство. Может возникнуть уникальная лояльность (это любимый метод влияния на меня моей жены, и это отлично работает, даже несмотря на то, что я знаю, что она это делает).

Давным-давно я поймал проектного менеджера на крайне позорной лжи, и он знал, что я знаю. Я решил простить его вместо того, чтобы раскрыть карты на проектной встрече. Я махнул на эту ситуацию рукой. К моему удивлению, мои отношения с ним немедленно улучшились. Парадоксальным образом зародилось доверие, и к моим проблемам начали прислушиваться.

Как я уже сказал, убеждение в основном не связано с логикой и доказательствами.

Обсудить в форуме