Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Тестирование харизмы
14.11.2016 11:27

Автор: Рикард Эдгрен (Rikard Edgren), Хенрик Эмилссон (Henrik Emilsson).

Оригинал статьи: http://thetesteye.com/blog/2014/04/charisma-testing/

Перевод: Ольга Алифанова

Почему вы выбираете именно этот товар, хотя он абсолютно аналогичен по своим функциям товару конкурента? Что делает продукт заметным, что помогает ему выделиться? Может, вы уже размышляли о том, что же делает продукт особенным? Все мы знаем, что такой эффект существует, но как же протестировать то, что в обиходе называется "харизмой"?

Определение харизмы

Есть ли у продукта харизма?

  • Уникальность: он выделяется из толпы, в нем есть что-то, чего больше ни у кого нет.
  • Довольный пользователь: как вы себя ощущаете при использовании продукта?
  • Профессионализм: чувствуется ли, что продукт профессионально сделан и отлично подходит для своих задач?
  • Привлекательность: все ли части продукта приятны глазу и другим чувствам?
  • Любопытство: заинтересует ли продукт пользователей, захотят ли они проверить его в деле?
  • Гипноз: "подсаживаются" ли пользователи на продукт, довольны ли они, полностью ли они погружены в свое дело, когда они с ним работают?
  • Шумиха: использует ли продукт последние и популярные технологии, идеи и тренды излишне/недостаточно?
  • Ожидания: продукт превосходит ожидания и решает проблемы, о наличии которых вы даже не подозревали.
  • Мировоззрение: продукт и информация, в нем содержащаяся, "правильно" смотрят на вещи и используют подходящие слова и стиль речи, чтобы общаться с вами.
  • Прямота: насколько впечатляющи первые впечатления о продукте?
  • История: есть ли какие-нибудь захватывающие истории о зарождении, создании или использовании этого продукта?

Тут надо отметить, что харизма, как и продукты сами по себе, очень различается от товара к товару, поэтому, возможно, не все вышеперечисленные характеристики будут релевантны для вашего, а большинство из них нуждается в детализации, чтобы пригодиться именно вам. Если вы тестируете специфические решения для конкретных пользователей, то, возможно, тестировать харизму в принципе бессмысленно.

Примеры харизмы

Есть у продукта харизма или нет – это очень субъективно. Возможно, поэтому на тестировании харизмы особенно и не фокусируются. Но пользователи всегда субъективны, почему же тестировщики не могут такими быть?

Простите, если вы несогласны, но с нашей точки зрения, у iPhone есть харизма – в частности, уникальность, привлекательность, довольные пользователи, гипноз и шумиха. У него нет никаких уникальных характеристик, но когда он вышел на рынок, он был уникален комбинацией своих особенностей. То, что разблокировка экрана осуществляется при слайде пальцем, было настолько привлекательным, что это скопировали конкуренты (возможно, безуспешно, если отзывчивость их устройств на прикосновения была не такой качественной).

Пользователи, как правило, довольны iPhone, пока он не ломается (но статья и не посвящена надежности). Он гипнотизирует людей – это заметно, когда они хватаются за телефон, чтобы что-нибудь с его помощью сделать, даже если у них есть буквально полминуты свободного времени. Шумиху он тоже создал порядочную. Другие характеристики тоже имеют для него значение, но не так важны, по нашему мнению.

Итак, как же все это тестировать в процессе разработки продукта?

Баги харизмы

Если вы в курсе про харизму, то, тестируя вручную, вы можете искать баги, исходя из вышеописанных характеристик. Для этого масса эвристик – к примеру, вот такие:

  • Приложение не должно заваливать меня информацией, которая мне не интересна (Гипноз)
  • После демо я должен удержать в голове некоторые функции продукта (Прямота).
  • Интерфейс ощущается как подходящий для этого типа задачи/пользователя (Профессионализм)
  • Продукт не должен расстроить меня после использования (Довольный пользователь).
  • Я не реагирую на использующийся в продукте язык негативно (Мировоззрение).
  • О нем стоит рассказать друзьям (Шумиха).

Если продукт скучен и безлик изначально, можно также попробовать поискать более глобальные проблемы харизмы.

Необычные методы тестирования

Возможно, вам придется прибегнуть к мало распространенным способам тестирования, если наличие харизмы важно для вашего проекта.

  • Подробные интервью: узнайте у пользователей, что заставляет их "подсаживаться" на продукт, что именно им нравится. Не забудьте пообщаться с теми, кто еще не начал пользоваться вашим продуктом!
  • Диверсифицированные фокус-группы: исследуйте реакции людей или отсутствие реакции.
  • Наблюдение через посредников: избавляйтесь от когнитивных искажений, пусть другие люди наблюдают за продуктом и рассказывают о своих впечатлениях.
  • Неконтролируемые пользователи/окружения: позвольте людям использовать продукт так, как им хочется, проанализируйте результаты.
  • Оценка разнообразных версий: пощупайте десятки различных вариантов дизайна.
  • Сравнение с конкурентами: позволяет определить признаки харизмы, специфичные для конкретного рынка.

Для вдохновения можно попробовать поискать признаки востребованности ПО, но с точки зрения тестирования про это пишут очень мало: пара слов тут http://thetesteye.com/blog/tag/charisma/ и упоминание в Эвристической модели стратегии тестирования Джеймса Баха

Субъективные баг-репорты

Харизму, насколько нам известно, невозможно точно измерить или расписать ее признаки. Предлагаете улучшить харизму вашего продукта – найдите убедительные аргументы (ну или надейтесь, что вас поймут и согласятся с вашей идеей). Если несколько человек относится к ситуации одинаково, вы можете апеллировать к этому, чтобы отстоять свою фичу.

У харизмы нет стандартов – есть только субъективные точки зрения вроде "Если мы поправим вот это, то оно будет лучше смотреться". Однако такие правки могут сделать продукт приятнее, и, следовательно, лучше.

По нашему опыту, общение с дизайнером – лучший способ сообщить о хороших и плохих сторонах продукта. Используя вышеперечисленные характеристики, можно убедительнее отстоять свою точку зрения и добиться исправления проблем.

Кто должен тестировать харизму?

Многие полагают, что тестировщикам не следует морочить себе голову привлекательностью продукта. Это вполне объяснимо, если воспринимать тестирование как техническую верификацию, выражающуюся в количестве пройденных и упавших тестов. Но очень многие рассматривают тестирование, как исследование продукта с целью поиска важной информации о его качестве – и в этом ключе стоит обратить внимание и на харизму в том числе!

Возможно, тут история та же, что с удобством использования – двадцать лет назад тестировщики не обращали на него внимания, а сегодня тестирование удобства использования – их рутинный труд.

Тестировщики первыми оценивают харизму продукта, хоть это и не очевидно. Но ведь ручные тестировщики лучше всех знают продукт, и это ключевая информация, позволяющая оценить ряд аспектов харизмы! Для некоторых характеристик, возможно, понадобится привлечь людей, не располагающих знаниями о продукте (к примеру, для оценки первого впечатления или "фактора удивления").

Пусть ваши тестировщики, как минимум, знают, в чем заключается уникальная харизма вашего продукта.

Заключение

Может показаться, что тестировать харизму не нужно – лишь бы продукт приносил настоящую, зримую ценность. В теории с этим можно согласиться, однако на практике так уж устроен современный мир – харизма очень важна!

Тестировщикам следует понимать, что это такое, и насколько харизма значима для успешности продукта на рынке. Мы убеждены, что большинство из вас согласится, что эти характеристики сильно влияют на восприятие продукта пользователем.

Поэтому тестируйте харизму!

Обсудить в форуме