Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Модульное тестирование. Зачем, как и кто
29.09.2008 11:27

Автор: Сергей Мартыненко

Unit testing (юнит тестирование или модульное тестирование) — заключается в изолированной проверке каждого отдельного элемента путем запуска тестов в искусственной среде. Для этого необходимо использовать драйверы и заглушки. Поэлементное тестирование — первейшая возможность реализовать исходный код. Оценивая каждый элемент изолированно и подтверждая корректность его работы, точно установить проблему значительно проще чем, если бы элемент был частью системы.

Unit (Элемент) — наименьший компонент, который можно скомпилировать.

Драйверы — модули тестов, которые запускают тестируемый элемент.

Заглушки — заменяют недостающие компоненты, которые вызываются элементом и выполняют следующие действия:

  • возвращаются к элементу, не выполняя никаких других действий;
  • отображают трассировочное сообщение и иногда предлагают тестеру продолжить тестирование;
  • возвращают постоянное значение или предлагают тестеру самому ввести возвращаемое значение;
  • осуществляют упрощенную реализацию недостающей компоненты;
  • Имитируют исключительные или аварийные условия.

White-box testing. Для конструирования тестов используются внутренняя структура кода и управляющая логика. При этом существует вероятность, что код будет проверяться так, как он был написан, а это не гарантирует корректность логики.

Black-box testing. Для конструирования тестов используются требования и спецификации ПО. Недостатки:

  • таким способом невозможно найти взаимоуничтожающихся ошибок,
  • некоторые ошибки возникают достаточно редко (ошибки работы с памятью) и потому их трудно найти и воспроизвести

Стратегия модульного тестирования

Модульное тестирование является одной из ключевых практик методологии экстремального программирования. Сторонники XP приводят следующие доводы в защиту этой практики:

  • Написание тестов помогает войти в рабочий ритм
  • Придает уверенность в работоспособности кода.
  • Дает запас прочности при дальнейшей интеграции или изменениях кода.

Согласен, вхождение в рабочий ритм — благородная задача. Уверенность в работоспособности — тоже хорошо. Но «уверенности в работоспособности» я предпочитаю действительно работоспособный код. Пусть даже при этом я не совсем «уверен».

Ключевой фактор при оценке перспективности любого метода — стоимость проекта. Дополнительная работа по созданию тестов, их кодированию и проверке результатов вносит существенный вклад в общую стоимость проекта. И то, что продукт окажется более качественным не всегда перевешивает то, что он будет существенно дороже.

Известно, что продукт оптимальный по набору бюджет/функциональность/качество получается при применении различных способов обеспечения качества. Бездумное применение тотального модульного тестирования почти гарантированно приведет к получению неоптимального продукта. И никакие «запасы прочности» и «быстрый вход в рабочий ритм» не спасут проект от провала.

На мой взгляд, модульное тестирование оправдано, если оно:

  • Снижает время на отладку
  • Дает возможность поиска ошибок с меньшими затратами, нежели при других подходах
  • Дает возможность дешевого поиска ошибок при изменениях кода в дальнейшем

Суммарный выигрыш от применения модульных тестов должен быть больше, чем затраты на их создание и поддержание в актуальном состоянии.

Если в результате исправления ошибок интеграции меняется исходный код, в нем с большой вероятностью появляются ошибки. Если в результате добавления новой функциональности меняется исходный код, в нем с большой вероятностью появляются ошибки. И искать их лучше с помощью ранее созданных модульных тестов.

 

Цель модульного тестирования:

Получение работоспособного кода с наименьшими затратами. И его применение оправдано тогда и только тогда, когда оно дает больший эффект, нежели другие методы.

Отсюда следует несколько выводов:

  • Нет смысла писать тесты на весь код. Некоторые ошибки проще найти на более поздних стадиях. Так, например, для ООП данное правило может звучать так: нет смысла писать тесты на класс, который используется только одним классом. Эффективней написать тесты на вызывающий класс и создать тесты тестирующие все участки кода.
  • Писать тесты для кода потенциально подверженного изменениям более выгодно, чем для кода, изменение которого не предполагается. Сложная логика меняется чаще, чем простая. Следовательно, в первую очередь имеет смысл писать модульные тесты на сложную логику. А на простую логику писать позднее или вообще тестировать другими методами.
  • Для того чтобы как можно реже изменять тесты следует хорошо планировать интерфейсы. То же самое можно сказать и применительно к написанию исходного кода. Действительно, создание хорошей архитектуры часто определяет дальнейший ход проекта. И есть оптимум, на каком этапе архитектура «достаточно хороша». Все так, но я хочу сказать о другом:
 

Если в проекте применяется модульное тестирование, то тщательное планирование интерфейсов становится более выгодным. Внедрению модульного тестирования должно предшествовать внедрение планирования интерфейсов.

Планирование тестов

Первый вопрос, который встает перед нами: «Сколько нужно тестов». Ответ, который часто дается: тестов должно быть столько, чтобы не осталось неоттестированных участков. Можно даже ввести формальное правило:

Код с не оттестированными участками не может быть опубликован

Проблема в том, что хотя неоттестированный код почти наверняка неработоспособен, но полное покрытие не гарантирует работоспособности. Написание тестов исходя только из уже существующего кода только для того, чтобы иметь стопроцентное покрытие кода тестами — порочная практика. Такой подход со всей неизбежностью приведет к существованию оттестированного, но неработоспособного кода. Кроме того, метод белового ящика, как правило, приводит к созданию позитивных тестов. А ошибки, как правило, находятся негативными тестами. В тестировании вопрос «Как я могу сломать?» гораздо эффективней вопроса «Как я могу подтвердить правильность?». Это наглядно демонстрирует статья 61 тест, который потряс программу.

В первую очередь тесты должны соответствовать не коду, а требованиям. Правило, которое следует применять:

 

Тесты должны базироваться на спецификации.

Пример такого подхода можно посмотреть в статье Тривиальная задача.

Один из эффективных инструментов, для определения полноты тестового набора — матрица покрытия.

 

На каждое требование должен быть, как минимум, один тест. Неважно, ручной или автоматический.

При подготовке тестового набора рекомендую начать с простого позитивного теста. Затраты на его создание минимальны. Да вероятность создания кода, не работающего в штатном режиме, гораздо меньше, чем отсутствие обработки исключительных ситуаций. Но исключительные условия в работе программы редки. Как правило, все работает в штатном режиме. Тесты на обработку некорректных условий, находят ошибки гораздо чаще, но если выяснится, что программа не обрабатывает штатные ситуации, то она просто никому не нужна.

 

Простой позитивный тест нужен т.к. несмотря на малую вероятность нахождения ошибки, цена пропущенной ошибки чрезмерно высока.

Последующие тесты должны создаваться при помощи формальных методик тестирования. Таких как, классы эквивалентности, исследование граничных условий, метод ортогональных матриц и т.д.. Тестирование накопило довольно много приемов подготовки тестов и если эти приемы создавались, то видимо было зачем.

Последнюю проверку полноты тестового набора следует проводить с помощью формальной метрики «Code Coverage». Она показывает неполноту тестового набора. И дальнейшие тесты можно писать на основании анализа неоттестированных участков.

 

Наиболее эффективный способ создания тестового набора — совместное использование методов черного и белого ящиков.

Распределение обязанностей

Где-то я читал следующую фразу: «Попросите программиста составить для вас (тестера) план тестов». А потом тестер будет кодировать тесты. Генеральный директор рисовать дизайн, а администратор баз данных писать руководство пользователя. Не очень воодушевляющая картина.

Кодировать модульные тесты проще всего программисту, который пишет исходный код. Но перед этим их нужно придумать. Кодирование тестов и разработка тестовых сценариев это две разные задачи. И для последней нужны навыки дизайнера сценариев. Если программист ими обладает, то все прекрасно. Если нет, то имеет смысл поручить это тестировщику. Нужно просто четко определить решаемые задачи и навыки, необходимые для их решения.

ЗадачаТребуемые навыкиРоль
Определение методов обеспечения качества ПО Отличное знание теории тестрования Ведущий тестировщик проекта
Создание тестов Хорошее знание методов тестирования Дизайнер тестовых сценариев
Кодирование тестов Средние навыки программирования Программист автоматических тестов
Выполнение тестов Знание среды выполнения тестов Тестер

Вполне возможно, что роль ведущего тестировщика проекта будет выполнять аналитик или менеджер проекта, роль дизайнер тестовых сценариев — программист. А может быть и так, что все эти роли будет выполнять тестировщик.

 

Не важно кто конкретно будет выполнять работу, и как будет называться должность. Главное, чтобы сотрудник обладал необходимыми навыками.