Что пишут в блогах

Подписаться

Онлайн-тренинги

Конференции

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Про инструменты

Лучшие вакансии

.
Чек-лист по удобству использования веб-приложений
30.10.2017 12:06

Автор: Дэвид Цемах (David Tzemach)

Оригинал статьи: http://www.machtested.com/2017/08/complete-web-application-usability.html

Перевод: Ольга Алифанова

Основная цель тестирования удобства использования – убеждение, что пользователь получит наилучший из возможного опыт, работая с приложением. Во время тестирования мы проектируем и выполняем тесты с точки зрения пользователя, основываясь на главных факторах, влияющих на его впечатления от приложения.

Три основных фактора, в наличии которых нужно убедиться, тестируя удобство использования:

Производительность сайта. Помните, что пользователи хотят достичь своих целей, не выполняя множество сложных последовательностей действий. Приложение должно позволять решать сложные задачи посредством нескольких базовых несложных шагов.

Эффективность сайта. Для определения, насколько сайт эффективен, нужно спросить себя, соответствует ли он ожиданиям пользователя?

Пользовательский опыт. Каким он будет после использования сайта? Хорошим? Тогда клиент к нам вернется, в противном случае он вряд ли еще раз посетит наш сервис.

Чек-лист

Дизайн

  • Убедитесь, что при закрытии дочернего окна пользователь возвращается к родительскому экрану.
  • Убедитесь, что сайт не содержит грамматических и орфографических ошибок.
  • Убедитесь, что домашняя страница создает положительное первое впечатление.
  • Убедитесь, что на сайте присутствует логотип компании и контактная информация.
  • Все кнопки соответствуют единому стандарту (размер, форма, формат, и т. д.)
  • Убедитесь, что у радиокнопок есть предустановленное значение.
  • Хорошо ли выглядят страницы сайта?
  • Верен ли синтаксис всех полей?
  • Убедитесь, что между объектами сайта достаточно места.
  • Убедитесь, что у каждой страницы есть заголовок.
  • Убедитесь, что все тексты и поля верно выровнены.
  • При нажатии на текстовое поле курсор мыши должен превратиться в текстовый курсор.
  • Все ли объекты сайта (кнопки, текстовые поля, управляющие элементы) сгруппированы ясно и логично?
  • Убедитесь, что пользователь не может редактировать родительское окно, если открыто дочернее.
  • Убедитесь, что неактивные поля затенены при необходимости, и пользователь не может перевести на них фокус или использовать их.
  • Все ли шрифты имеют верный размер (не слишком мелкий и не слишком крупный), соответствует ли он требованиям?

Тесты SMTP

  • Убедитесь, что приложение поддерживает основные почтовые клиенты (Gmail, Outlook, и т. д.)
  • Убедитесь, что почтовый шаблон соответствует базовым стандартам CSS
  • Убедитесь, что у вас есть в наличии шаблон для всех типов отправляемых писем.
  • Убедитесь, что почта отправляется с верного SMTP-сервера.
  • Убедитесь, что вам видна подпись пользователя, установленная по умолчанию.
  • Убедитесь, что письмо содержит политику конфиденциальности компании.
  • Убедитесь, что письмо содержит логотип.
  • Убедитесь, что вы поддерживаете почту формата "Чистый текст"
  • Убедитесь, что вы поддерживаете почтовые вложения.
  • Убедитесь, что вы поддерживаете почту формата HTML.
  • Попытайтесь отправить почту нескольким пользователям.
  • Убедитесь, что вы ведете учет отправленных из приложения писем (по соображениям безопасности и конфиденциальности).
  • Убедитесь, что пользователь не может отправить почту без валидации почтового адреса получателя.
  • Убедитесь, что поле "тема" содержит верный синтаксис и не может быть пустым.
  • Убедитесь, что поле "отправитель" содержит верный синтаксис и не может быть пустым.

Локализация / Глобализация / Интернационализация

  • Убедитесь, что цены отображаются с верным символом валюты.
  • Числовые значения должны выравниваться (обычно по правому краю), а текст – по левому (зависит от локализации).
  • Убедитесь, что у пользователя есть возможность изменить язык сайта в соответствии с нужной ему локализацией.

Работа с файлами (импорт и экспорт)

Импорт

  • Проверить загрузку крупных файлов (время загрузки, передачу на сервер и т. д.)
  • Убедитесь, что пользователь выбирает имя файла перед началом загрузки.
  • Убедитесь, что размер файла соответствует размеру исходного файла.
  • Убедитесь, что файлы без расширений не импортируются.
  • Убедитесь, что пользователь может отменить загрузку.
  • Попробовать загрузить файлы с именами, содержащими спецсимволы.
  • Убедитесь, что пользователь не может загрузить файлы с подменой расширения (к примеру, текстовые, вручную переименованные в JPEG).
  • Попробовать загрузить несколько файлов.
  • В случае ошибки убедиться, что пользователь получает сообщение, описывающее, почему произошел отказ.
  • Убедитесь, что пользователь может загружать только поддерживаемые сервером файлы.
  • Убедитесь, что качество изображений после загрузки соответствует исходному файлу.

Экспорт

  • Убедитесь, что экспортируется то, что нужно
  • Файл должен экспортироваться с верным расширением
  • Файл должен экспортироваться с верным названием
  • В случае экспорта в Excel убедитесь в соответствии значений (названия колонок, временные отметки, цены и т. д.)
  • Экспортируйте большие файлы (максимально возможного размера).
  • Если файл с таким именем уже есть в системе, пользователь должен получить сообщение с просьбой подтвердить экспорт.
  • Если это применимо, убедиться, что пользователь может экспортировать файл в разных форматах (PDF, CSV, Excel и т. д.)

Мультимедиа / Графика

  • Не добавляйте на сайт ненужных медиаданных, влияющих на пользовательский опыт.
  • Убедитесь, что мультимедиа не влияют на скорость загрузки страницы.
  • Убедитесь, что мультимедиа не снижает скорость загрузки файлов.
  • Убедитесь, что все графические объекты несут смысл и ценность для пользователя.
  • Убедитесь, что используются только важные медиа-объекты.
  • Показать пользователю анимацию сайта.

Поиск

  • Отображать уведомление о результатах поиска, если ничего не найдено.
  • Убедитесь, что пользователь видит наиболее релевантные результаты в самом верху результатов поиска.
  • Давать рекомендации по поиску, если поиск ничего не нашел.
  • Позволять искать на одной странице / по всему сайту.
  • Позволять искать регистрозависимые данные.
  • Количество результатов должно выводиться на странице результатов поиска.
  • Убедитесь, что на всех страницах сайта есть возможность поиска.
  • Убедитесь в наличии навигации между страницами результатов поиска.
  • Дать возможность сортировать результаты поиска.
  • Предлагать предустановленные поисковые запросы.
  • Позволять фильтровать поиск.

Пользовательский опыт

  • Не заставляйте пользователя выполнять сложные последовательности действий для использования простого функционала.
  • Может ли обычный пользователь использовать систему, если он никогда раньше с ней не сталкивался?
  • Позволяйте пользователям использовать профили, хранящие результаты их активности.
  • Убедитесь, что быстрые клавиши клавиатуры работают.
  • Убедитесь, что содержание сайта внятно организовано.
  • Убедитесь, что содержание сайта актуально.
  • Не открывайте ненужных окон.
  • Пользователю должно быть ясно, какие поля на сайте обязательны для заполнения.

Производительность сайта

  • Определите конфигурацию сайта, обеспечивающую наилучшую производительность.
  • Убедитесь в наличии механизма восстановления в случае отказов.
  • Сообщите пользователям, если запрошенная операция занимает много времени.
  • Время загрузки сайта должно быть адекватно запросу пользователей.
  • Понаблюдайте за поведением приложения, если оно работает длительное время.
  • Предупредите польззователя, если сайт вошел в состояние таймаута.
  • Проверьте работу сайта под высокой нагрузкой.
  • Если приложение находится в состоянии обработки или занятости, убедитесь, что прогресс-бар или песочные часы это демонстрируют.
  • Снижайте время загрузки файлов.
  • Определите узкие места сайта.

Функциональность

  • Пользователь должен быть способен выбрать одну и только одну опцию в выпадающем списке.
  • Убедитесь, что у пользователя есть возможность отменить операцию до обновления страницы.
  • Убедитесь, что пользователь получает подтверждение после функциональных действий.
  • Убедитесь, что пользователь может сбросить примененные изменения.
  • Убедитесь, что каждая операция удаления сопровождается запросом подтверждения.
  • Убедитесь, что значения в выпадающем списке расположены в логичном порядке.
  • Убедитесь, что все поля ввода протестированы на граничные значения.
  • Убедитесь, что для полей есть подсказки, если они необходимы.
  • Проверьте числовой ввод на негативные значения.
  • Проверьте поля ввода на спецсимволы
  • Проверьте поля ввода на пробелы.
  • Разрешите пользователю выбирать и отменять выбор в случае возможности выбора нескольких элементов.

Помощь

  • Есть ли на сайте ясные и информативные разделы помощи?
  • Убедитесь, что меню помощи открывается по нажатию F1

Печать

  • Убедитесь, что текст и поля сайта верно выровнены и верно выводятся на печать.
  • Дайте возможность печатать в разных форматах.
  • Не обрезается ли текст при выводе на печать?
  • Предоставьте возможность печати страниц.

Навигация

  • У пользователя должна быть возможность вернуться на домашнюю страницу с любой страницы.
  • У пользователя должна быть возможность навигации между разными уровнями сайта.
  • Убедитесь, что  клавиши TAB / Shift+TAB работают верно.
  • Убедитесь, что у пользователя появляется полоса прокрутки, если текст не помещается в текстовое поле или в выпадающем списке слишком много значений.
  • Пользователь должен понимать, где именно на сайте он находится.
  • Убедитесь, что перемещаться по сайту можно при помощи клавиатуры.
  • Понятна ли терминология сайта пользователям?
  • Основная функциональность должна быть доступна с главной страницы.
  • Убедитесь, что на каждой страницы есть возможность навигации.
  • Убедитесь, что вы используете правильные типы меню.

Сценарии тестов совместимости

Совместимость тестируется, чтобы убедиться, что ваш сайт подходит для систем, в которых он будет использоваться (как с точки зрения железа, так и ПО). В процессе тестироавния веб-сервиса нужно удостовериться, что функции сайта, его внешний вид и поведение одинаковы вне зависимости от окружения.

  • Проверьте работу сайта в разных окружениях и архитектурах.
  • Проверьте, что ваш сайт работает с разными профилями безопасности браузера.
  • Убедитесь, что сайт одинаково работает в разных версиях браузера.
  • Убедитесь, что поведение сайта не зависит от разрешения экрана.
  • Сайт должен быть совместим с распространенными браузерами (Internet Explorer, Edge, Google Chrome, Safari, Firefox).
  • Убедитесь, что все изображения, JavaScript, шрифты и строки верно отображаются в разных окружениях.
  • Убедитесь, что приложение совместимо с разным оборудованием (Mac, смартфоны, планшеты)
  • Сайт должен быть совместим с распространенными ОС (Windows, Android, UNIX).

Тесты ссылок

Почтовые ссылки. Ссылки, открывающие почтовое приложение на стороне клиента, должны вставлять верный адрес получателя в письмо.

Внутренние ссылки. Ссылки, ведущие на внутренние страницы/формы сайта (Помощь, навигация, домашняя страница, контакты, о сайте, и т. д.)

Битые ссылки. Ссылки, ведущие в никуда (как внешние, так и внутренние), обычно из-за орфографических ошибок или более недоступного места, на которое они ссылаются.

Внешние ссылки. Ссылки, ведущие на внешние сайты, не относящиеся к вашему.

  • Убедитесь, что сайт доступен после использования гиперссылки пользователем.
  • Проверьте и внешние, и внутренние ссылки.
  • Убедитесь, что все ссылки видны пользователю (они должны отличаться от обычного текста).
  • Убедитесь, что ссылки можно открыть в новой вкладке или новом окне.
  • Убедитесь, что на сайте расположены все необходимые ссылки.
  • Убедитесь, что почтовые ссылки открывают приложение почты.
  • Проверьте сайт на битые ссылки.
  • Убедитесь, что при использовании гиперссылки нужная страница открывается в течение приемлемого времени.
  • Убедитесь, что все части сайта имеют перекрестные ссылки друг на друга.
  • Убедитесь, что ссылки подсвечиваются, когда на них наводят курсор.
  • Убедитесь, что ваши тесты покрывают навигационные ссылки между страницами сайта.
  • Убедитесь, что из названия ссылки ясно, куда она ведет.
  • Убедитесь, что ссылки на скачивание файлов приводят пользователя в нужное место.
  • Убедитесь, что пользователь получает предупреждение, если ссылка битая.

Обработка ошибок

  • Проверьте, что ошибки отображаются в нужном месте.
  • В случае ошибок убедитесь, что нужные поля подсвечиваются.
  • Убедитесь, что сообщения об ошибке точно указывают на проблему и достаточно информативны.

Обсудить в форуме