Давайте жить дружно: как сложные коммуникации на проекте сделать приятными |
19.02.2018 00:00 |
Автор: Анаит Азоян, тест-менеджер компании "Лаборатория качества" Оригинальная публикация: http://quality-lab.ru/how-to-make-difficult-communications-on-a-project-easier/ А начнем так…«В одном IT-царстве жила-была себе команда тестировщиков: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Любава и Гай Юлий. Были в том царстве и разработчики – Змей Горыныч, Илья Муромец и Тихон. Ну и, конечно же, присутствовал тим-менеджер Царь. Все они, такие разные, творили одно доброе дело и корпели над одним общим заданием: укрепить и облегчить жизнь мирскую и не пропустить ни одного Бага. Объединяло их общее желание и стремление, а посему и решили они – будем работать вместе». Работа над проектом – это командный процесс. В любом коллективе значительную роль играет человеческий фактор. Оставлять его без внимания нельзя – напротив, всегда нужно предвидеть и учитывать возможные сложности. Все мы разные, у всех у нас свой склад характера, взгляд на вещи и отношение к работе. Очень важно найти правильный подход к каждому сотруднику для того, чтобы не просто объединить коллектив общим проектом, но и создать комфортные условия работы. Помочь в этом может соблюдение основных принципов, которые делают коллективный труд продуктивным и результативным:
Для организации эффективного и диалогического общения внутри команды необходимо соблюдать следующие условия:
Перед началом работы нам необходимо выделить возможные виды взаимодействия в команде, дать их определение и выяснить, к каким результатам они могут привести. Рассмотрим следующие основные виды:
Первые два вида, как правило, способствуют достижению максимальных показателей и играют положительную роль в работе. Мы подробнее остановимся на рассмотрении нюансов конфликтных взаимоотношений и способов их недопущения или устранения. Проблемы взаимоотношений. Почему продуктивность падает?«Сели, значит, тестировщики и разработчики и стали гадать, почему же у них не получается работать вместе? То у Горыныча настроения нет, и его головы не могут договориться между собой (фича это дружелюбная или все-таки баг злостный?), то Любава обижается на Алешу Поповича за то, что он ее работу критикует и баги подправляет, а Илья пытается их разнять, то Гай Юлий заболтается с Добрыней и не заметит, как мимо него вражина пробежал, Баг жирный; а Тихон просто делает свое дело и никого особо ни о чем не спрашивает. Решил Царь организовать тим-митинг и обсудить: что же все-таки они делают не так, ведь враги через границу лезут, просто спасу нет!»
Сказки сказками, но в реальности дело так и обстоит. Иногда работа просто не ладится: кажется, что проект адски тяжелый, а о нормальных коммуникациях и речи не может быть (на каждом шагу приходится улаживать споры, а каждый митинг превращается в поиск виноватых и обиженных). В таком случае процесс не принесет никакого удовольствия, а продуктивность и результативность будут стремиться к нулю. Мы можем выделить несколько основных проблем, усложняющих коммуникации на проекте:
Рассматривая эти проблемы, хочется не только обсудить их возможные последствия, но и дать советы по разрешению и предотвращению нередко возникающих ситуаций, ведущих к недопониманию и к разладам в коллективе. Плохие взаимоотношения между сотрудниками мешают наладить продуктивную и эффективную работу на проекте. Наша команда – это люди, с которыми мы проводим большую часть нашего времени, так почему бы не сделать все возможное для того, чтобы это время проходило не только с пользой, но и с удовольствием?! Причины, следствия и методы решения проблем в коллективе– Это все тестировщики виноваты! Пока все мои три головы думают, тестировщики меня отвлекают и мешают сосредоточиться! – сказал Змей Горыныч.
– Ну уж нет! – возразил Юлий, – это все разработчики виноваты! Не могут сделать качественную защиту, всегда приходится все за ними проверять тысячу раз. Давеча Тихон втихомолку стену построил. И, вроде, хорошая стена, только дыры в ней, через которые вражеские Баги лезут. А попросил бы проверить перед установкой – ни один враг бы не прошел! – Да что ж это такое!? – возмутился Добрыня. – Хватит! Давайте решать, как ссоры эти прекратить и научиться работать дружно! Не нужно ждать, когда конфликт в команде достигнет апогея, или условия работы станут для кого-то просто невыносимыми. Лучше всего сразу попытаться решить возникшую проблему. Итак, перейдем к советам. Какие существуют методы и способы улучшения сложных коммуникаций на проекте? 1. Не будьте Тихонами!
Очень часто в команде есть сотрудник, который настолько погружен в работу, что пытается свести к минимуму общение с другими членами команды. Ему кажется, что достаточно и того, что он хорошо делает большие задания, а что и как – коллеги и сами разберутся. Работа с таким человеком – это сплошные сюрпризы и неясности, попытки что-то выпытать или узнать превращаются в целое испытание. Все это приводит к тому, что окружающие мало знают о том, что именно он делает, и не представляют, какие задачи выполнены. Анализ задач такого разработчика занимает у тестировщика значительно больше времени, так как получить внятное объяснение или просто задать вопрос при затруднительной ситуации не представляется возможным. Даже полученный ответ оказывается облечен в такую форму, что повторно приходить с вопросами просто не хочется (хотя и нужно). 2. Неформальное общение тоже должно иметь меру
«Давай отойдем, поговорим, чайку попьем, обсудим то да се, работа же не волк – в лес не убежит».
Хорошо, когда в команде есть человек-душа компании, готовый поддержать разговор, рассмешить в трудную минуту, выразить поддержку или разрядить обстановку. Плохо, когда насыщенность общения возрастает до такой степени, что другие члены команды просто не всегда успевают выполнить свои задачи. И вот уже день прошел, но остается ощущение, что ничего толком не сделано. По сути, неформальное общение часто перетекает в наглое перекидывание задач (например, «ну что тебе стоит сделать эту задачу, у тебя это займет 5 минут, а я буду копаться полдня; будь другом, протестируй ты»). Такие коммуникации выходят боком: задачи не сдаются в срок, релизы сдвигаются, заказчики остаются недовольными. И тут уже никакие шутки не помогут: все будут выбиты из колеи, а виновник получит в свой адрес приличную долю негатива. 3. Недостаток общения – другая сторона медали
«Если уж и говорить, то по делу! Зачем просто так сотрясать воздух? Да и не о чем мне говорить, мне и так хорошо, спокойно».
Иногда из-за недостатка коммуникаций внутри команды бывает очень тяжело выявить общие интересы, которые могли бы всех объединить. Совместное внерабочее времяпрепровождение помогает облегчить понимание внутри коллектива. Недостаток такого общения будет порождать замкнутость и недопонимание между сотрудниками. 4. Настроение может быть разным, но поставленная задача важнее всего!
«Сидят тут, разговаривают, ничего не делают, время мое драгоценное тратят, мешают, не ценят меня. Ой все, сейчас им устрою…»
Не выспались, встали не с той ноги, вас толкнули в маршрутке, да просто проснулись недобрым – и все, задача «испортить настроение всем» запущена. Настроение одного не должно влиять на общий настрой в команде. Важно не дать выход негативным эмоциям, не испортить одним разом отношения со всем коллективом. 5. Принцип невмешательства – не выход
«Любую ссору решить можно, а в стороне пускай трусы стоят! Сейчас разберемся, в чем суть ссоры, и чем Гай Юлий так разозлил разработчика».
Совершенно нормальной является ситуация, когда в команде происходит разделение мнений: на то она и истина, чтобы искать ее в споре. Но иногда тематическая дискуссия приводит не к нахождению той самой пресловутой истины, а к ссоре между сотрудниками, к разделению команды на группы и к долгим выяснениям, кто прав, и кто на чьей стороне. Некоторые предпочитают смотреть на весь сыр-бор со стороны и не вмешиваться, но эта позиция далеко не всегда правильна. Можно постараться помочь коллегам решить проблему и избежать дальнейшего осложнения ситуации. 6. Важно аргументировать свою точку зрения!
«Вот докажу, что все правильно, – и можно двигаться дальше! Так всем понятно будет, почему я именно этот путь выбрал!» Бывает так: получишь реджект по багу – и не понимаешь, что именно не так. Вроде бы, все правильно написано, баг существует и воспроизводится, а разработчик определяет его в реджект. В душе нарастает обида. Случаются ситуации, когда группа тестировщиков просит передвинуть релиз на неделю, не объясняя причин: заказчик злится на всю команду, что приводит к сложностям в согласовании переноса релиза. 7. Слышать не только себя, но и других членов команды
«Ну и как тут прийти к общему решению, если каждый думает, что его мнение – самое правильное, а каждая голова считает, что только она права?!» Нет ничего плохого в том, что на проекте каждый имеет свое видение вопроса и отстаивает свою точку зрение. Плохо, если человек навязывает свое ошибочное мнение, не воспринимая возражений и аргументов. Такое поведение в конечном итоге приведет к тому, что его мнение будет игнорироваться или изначально встречать отторжение. 8. Выдержать пятиминутную паузу
«Вспылить для Змея Горыныча – дело пяти минут. Достаточно одного криво заведенного бага, чтобы он огнем плевался… Но этим же проблемы не решить!» Очень часто ссора возникает из-за того, что вы поддались эмоциям, не выждали и 5 минут, вспылили, высказали все, что думали в тот момент. Потом приходит понимание своей неправоты, но только сказанного уже не вернуть, с человеком-то уже поссорились. А вам с ним работать и дальше! 9. Восприятие любой поставленной задачи как способа унижения
«Раскомандовались тут! Каждый надо мной начальник, каждому сделай то, принеси это, доделай до дедлайна, а сами ничего делать не хотят!» Иногда сотрудник воспринимает поставленную задачу не как вполне разумеющееся действие на проекте, а как некоторое притеснение его прав и обязанностей. Ему кажется, что на него и так достаточно взвалили, а тут еще подкидывают чужую работу. Порой сама формулировка кажется приказом, и это сразу же воспринимается негативно. В знак протеста (открытого или подсознательного) задача может быть просто не выполнена, что в дальнейшем обязательно станет причиной конфликта. 10. Боюсь спросить – боюсь ответить
«Посижу здесь, отсижусь, подумаю. Авось, не тронут, не съедят, а проблема сама рассосется….»
Показаться глупым – первый страх новичка, да и для опытных специалистов спросить о чем-то бывает непросто в силу характера. Бывает, что даже задав вопрос и не прояснив его до конца, человек не осмеливается уточнить информацию. Со временем такие недосказанности накапливаются и превращаются в настоящий ком недопонимания и обид. ИтогРаботая над проблемами коммуникаций на проекте, вы решаете не только вопросы взаимоотношений, но и выстраиваете более эффективные и результативные схемы организации рабочего процесса. Искореняя ссоры и недомолвки, обучаясь ведению аргументированного диалога и умению слышать собеседника, вы сделаете коммуникации на проекте приятными и понятными, что значительно упростит работу над задачами. Очень важно добиться осознания каждым сотрудником важности его роли. Невозможно перекладывать решение задач и проблем только на менеджера, ведь он не сможет отслеживать каждый разговор. Только сплоченная работа приведет к желаемым результатам. Нельзя также забывать о таком важном аспекте, как мотивация: при ее потере продуктивность будет падать, так как заинтересованность в рабочем процессе будет потеряна. Необходимо помнить о нюансах мотивации каждого члена команды; эти нюансы складываются в общую заинтересованность в проекте. Отказываясь от подобной работы, вы рискуете потерять существенную часть времени на ненужные выяснения отношений, организационные вопросы, а также улаживание споров и конфликтов. Конечно, проблемы изначально существуют практически во всех коллективах, но важно быть готовыми к ним и знать пути их решения. Прислушивайтесь к мнению каждого, учитесь аргументировать свои предложения, пытайтесь всегда анализировать ошибки. Не бросайте сгоряча обвинения собеседнику, попытайтесь его понять. Наконец, старайтесь не переносить негативные эмоции на коллектив. Живите дружно!) – Ну, сегодня все хорошо поработали! – отметил ТМ Царь. – Раз уж все так сдружились, то нечего расслабляться, враг не дремлет. Поступил заказ новый, так что поднимайся, дружина!
А команду уже и упрашивать не нужно! Все по коням расселись, места свои заняли, ведь каждый свою задачу знает, работу хорошо и старательно выполняет, да и понимать они стали друг-друга с полуслова. А потому и враг им никакой не страшен! Тут и сказке конец. |