Автор: Катрин Кавли (Katrine Kavli)
Оригинал статьи
Перевод: Ольга Алифанова
Были ли у вас когда-либо трудности с объяснением возможного бага разработчику, архитектору, проектному менеджеру? Бывает ли, что вас не понимают, или вы не понимаете других участников команды, обсуждая систему проекта или другие абстрактные концепции? Вы не одиноки. Большие и сложные системы влекут за собой возможность абсолютного отсутствия единства их понимания среди коллег. Эта статья рассматривает использование символов и рисунков как инструмента, который поможет вам понимать и объяснять сложные системы.
Как понять систему, которая перед вами
Когда тестировщик сталкивается с интернет-магазином на сайте, он будет пытаться понять, как эта система функционирует. Для этого он использует осознание. В двух словах, это то же самое, что «мышление» и «понимание», и оно лежит в основе восприятия, решения проблем, понимания других, принятия решений, запоминания, обучения, и так далее. Осознание дает мозгу тестировщика множество данных о том, что за система перед ним. Оно пытается осмыслить эти данные, исходя из предыдущего опыта и всему, что оно уже знает, связанному с экраном перед глазами. Это помогает ему решать, что делать дальше – возможно, и то, как дальше тестировать.
В примере с тестировщиком, разглядывающим интернет-магазин, некоторые чувства доминируют над другими. Тестировщик, возможно, использует зрение, чтобы прочитать про систему и наблюдать ее работу. Возможно, будет использоваться слух при разговорах с коллегами по команде об этом магазине (очевидно, обоняние применяться не будет). Из всего этого он формирует ментальную модель того, как, с его точки зрения, система функционирует и что она делает. Тестировщик делает предположения – некоторые могут быть расплывчатыми, другие – более четкими. У него будет смутная идея о том, как себя ведет ПО, потому что он живет не в лесу и пользовался интернет-магазинами ранее. Если он оформляет заказ, он должен оказаться в корзине. Большая кнопка с Х на ней закроет окно в системе – тестировщик уже сталкивался с таким поведением. Возможно, вы также пользовались Х, отмечая законченные задачи или помечая то, что неверно или завершено.
Значимость символов
Корзина и символ Х – это символы, и они используются почти что в каждом интернет-магазине по серьезной причине. Представьте, что вместо вычеркивания законченной задачи в списке вам приходилось бы писать «эта задача завершена». Это заняло бы лишнее время, а задача быстро стала бы чрезвычайно нудной. Чтение или письмо – очень захватывающие вещи, они занимают большую часть мощностей мозга. Сокращение слов, которые приходится писать и читать, и их замена на простые картинки позволяет передать значение, которое быстро создается и обрабатывается. Это высвобождает мощности мозга для других задач – к примеру, понимания системы или проблемы. Иначе они бы использовались для расшифровки сложного рисунка или чтения кучи абзацев.
Множество символов в ПО практически универсальны и сразу же распознаются, даже если основаны на устаревшей технологии. Кнопка «сохранить» выглядит как дискета, так как появилась во времена, когда дискеты были пиком развития технологий. Я принадлежу к поколению IT-работников, которые никогда не использовали дискеты в работе. Несмотря на это, я знаю, что если вижу этот символ, то могу что-нибудь сохранить.
Символы также могут быть использованы для подсказки контекста какой-либо функциональности. Когда появился e-mail, никто не знал, что такое электронная почта. Чтобы сделать ее понятнее для людей, кто-то умный использовал иконку письма, чтобы символизировать почту. Людям стало ясно, что электронная почта работает в целом так же, как обычная. И так же, как с кнопкой сохранения, этот символ прилип к электронной почте и используется до сих пор.
Тут-то в игру и вступают ваши рисунки. Используя универсальные символы, вы можете передать глубокое значение простым, небольшим рисунком. Вместо длинных отчетов о функционировании системы тестировщик может создать простую презентацию своей ментальной модели системы. Ее можно использовать для планирования тестирования, отчетности, заметок, и многого другого. Другой плюс от нарисованной ментальной модели в том, что рисунок заставляет автора понимать систему, или как минимум думать, что он ее понимает (в противном случае рисовать будет очень тяжело). Если наш тестировщик понимает систему, он может ее упростить. Когда он использует бумагу и карандаш, чтобы разбить сложные процессы внутри интернет-магазина на небольшие задачи, систему намного легче обозревать. Простые рисунки помогают сконцентрироваться на текущей задаче. Рисунок – это постоянное визуальное напоминание о текущей теме разговора или насущной проблеме. Рисунок – то, к чему можно вернуться, за что можно зацепиться. Сделав такую основу для физического предмета, вы высвободили большое количество своей личной оперативной памяти.
Dealing with other people and subjectivity
Однако наш тестировщик – не единственный, кому нужно понять систему. Есть и другие люди, вовлеченные в проект: проектные менеджеры, разработчики, дизайнеры – короче говоря, множество людей, с которыми тестировщику приходится общаться.
Мы строим свои ментальные модели на контексте информации о мире, которая у нас уже есть и накоплена в результате опыта. Когда тестировщик рисует систему, которая, по его мнению, стоит за фасадом интернет-магазина, который надо протестировать, он делится своей ментальной моделью, используя символику, значимую для него. Так как опыт разработчика отличается от опыта нашего тестировщика (аналогично его пониманию системы и его рисунку), его ментальная модель будет иной. Может, чуть капельку иной, а может, абсолютно другой. Однако вынос наружу ментальной модели в форме рисунка – все равно большое преимущество при сотрудничестве с разработкой. Если ментальная модель обрела физическую форму, ей можно делиться с коллегами и переключить фокус на нечто зримое и реальное. На визуальные репрезентации можно ссылаться, их можно редактировать, они могут служить приглашением для других присоединиться и добавлять свои детали к обсуждаемым концепциям. Другому участнику команды куда легче поменять ментальную модель тестировщика, добавляя или удаляя что-нибудь с рисунка. В результате команда способна совместно работать над общей ментальной моделью, используя рисунок как фундамент.
Три подсказки, с чего начать
Мне нравится рассматривать тестирование, как хорошую область для применения рисования как инструмента. Тестировщики часто общаются с целым спектром разных людей – от разработчиков до дизайнеров с менеджерами. В том случае, когда надо добиться консенсуса между людьми, по-разному смотрящими на систему, общее для всех понимание системы или проблемы очень важно.
Я люблю рисовать, но знаю множество людей, которые не любят, а некоторые так просто боятся рисования. Это очень плохо. Даже если ваш навык рисования закончил свое развитие вместе с выпуском из детского сада, вы можете получить пользу от использования рисунков для объяснений. Самая важная подсказка:
Подсказка 1: рисунок не должен поражать красотой. Он должен быть понятным и быстрым. Самое важное – ухватить суть того, что вы пытаетесь нарисовать. Суть дерева не в его прекрасных листьях с множеством деталей. Это его ствол с ветками и, может быть, листочек. Если люди поняли, что вы нарисовали дерево, остановитесь. Нет необходимости рисовать что-либо дальше.
Сложный рисунок с множеством деталей и символов занимает больше времени на обработку, чем простота. Даже опытные художники тратят много времени на красивые рисунки. У вас и вашей команды этого времени точно нет.
Подсказка 2: выучите универсальный символьный язык IT-систем. Существует множество стандартных символов, которые ежедневно используются (особенно архитекторами и разработчиками), которые могут вам помочь. Изучите UML или другой язык моделирования и освойте концепции, с которыми вам придется работать.
Подсказка 3: используйте цвет. У цвета есть колоссальное сигнальное значение, и он помогает понимать, что происходит. Красный цвет обычно означает «опасность» или «стоп». Зеленый – «готово». Желтый – «осторожно». Используя немного сигнальных цветов, вы сильно ускоряете расшифровку своих рисунков.
В заключение, рисунки позволяют визуализировать ваши ментальные модели системы, упрощают работу с ними, и позволяют показать свои мысли вашим коллегам. Это дает им новый подход к пониманию и разбору проблемы, системы или ситуации. Так пробуйте! Даже простейшая и уродливейшая палочная фигурка может нести в себе много значения и контекста.
Хотите узнать больше о визуальном восприятии? Эта статья написана помотивам работы и теории психологов Ричарда Грегори (Richard Gregory), Кевина Ларсона (Kevin Larson), Розалинд Пикард (Rosalind Picard), Моника С. Кастейано (Monica S. Castelhano), и Джона М. Хендерсона (John M. Henderson). Стоит также прочитать книги «Sensation and Perception» (авторы Корен, Уорд и Эннс) и «Interaction Design» (авторы Шарп, Роджерс и Прис». Обсудить в форуме
|