Зачем и почему нужна тестовая документация? |
30.03.2017 15:59 |
Оригинальная публикация: http://quality-lab.ru/the-purpose-of-test-documentation/ Давным-давно…Когда-то в юности я начала работать сотрудницей отдела тестирования в одной компании. Тестовая документация там существовала в виде чек-листов в Excel и каких-то требований на 1-2 странички для разработчиков, куда также иногда могли заглянуть и тестировщики. Со временем компания перестала выделять время на написание ЧЛ, но документация для разработчиков все еще оставалась в более или менее достойном виде. Так как компания занималась обычной разработкой программного обеспечения для мобильных устройств, то поддерживать актуальной тестовую документацию и вообще её создавать для тестировщиков оказалось накладно. Спецификация стала редкостью. Аргументом для прекращения написания тестовой документации и каких-либо спецификаций стало то, что на выходе убытков было больше, чем прибыли. Спецификация и различная документация себя не оправдывали, потому что требовать высокие цены за небольшие мобильные приложения компания не могла. Да и какие могут быть чек-листы на новую функциональность, когда: — Мы закончили делать in-app покупку тем! В итоге приходилось без документации думать о том, что именно и на какие части могло повлиять. В срочном порядке нужно было проводить полноценное исследовательское тестирование за полчаса! При этом, нужно было найти критические для пользователей баги. Полчаса — это максимум времени, потому что выявленные проблемы еще нужно исправлять и перепроверять. Со временем при такой организации работы начинали возникать проблемы: — Слушайте, а кто-нибудь помнит, что тут было? Кто-то знает, как оно должно работать? И спросить не у кого. Специалистов, которые бы занимались документацией, нет. Тестировщиками часто проводилось полное тестирование приложения, что отнимало много времени – целые недели, а иногда, и месяцы. И на вопрос: “Когда вы закончите проверять?”, следовал ответ: “Критические баги лезуууут!” Не было четкого понимания, сколько времени необходимо для тестирования программы. А время, как известно, – деньги. В итоге получалось нечто, что начинало жить своей жизнью… Как, что и по каким законам там происходило – не было понятно никому. Особенно новым разработчикам, которым передавали дальнейшую разработку: Коллеги, я потратил три дня на изучение кода, потому что разработчиков этой программы уже нет, и ничего не понятно. Комментариев в коде мало. Непонятно, для чего какой костыль. Если я начну писать, то сломаю то, что работает. Мне легче это всё переписать заново. Давайте напишем нормально. Так работают множество компаний. И далеко не все получают хорошие результаты. Хоть выше описан и неточный рассказ, так как прошло уже много лет и что-то перефразировано, но смысл тот же. Есть компании, которые всё-таки пишут тестовую документацию и активно ею пользуются. Обычно это крупные компании, разрабатывающие многофункциональные масштабные системы. А есть компании, от качества и наличия документации которых могут зависеть жизни людей (например, компания разрабатывает автопилот для самолета). Автопилот можно разрабатывать годами, в итоге один раз выпустив его в свет. Это очень дорогой процесс. Если автопилот будет с багами, то потери будут колоссальными. Как же сделать так, чтобы продукт получился качественным и хорошо продаваемым? Необходимо начать с документации. В каком виде и для чего нужна тестовая документация?Существуют различные виды документации, используемой при тестировании. Каждая из них играет роль в достижении общей цели — создании успешного продукта. Ниже рассмотрим самые распространенные виды документации и причины их использования. Рабочая проектная документация, используемая тестировщиками ТЗ (техническое задание) – позволяет донести суть предмета разработки до сотрудников компании. Помогает понять, какой именно функциональностью должен обладать разрабатываемый продукт (иногда с указанием используемых технологий и методов). Почему необходимо?
ЧТЗ (частное техническое задание) – создается на основе ТЗ. Обычно содержит полное описание конкретной части разрабатываемого продукта и ВИ (варианты использования, сценарии использования предмета разработки пользователями, макеты разрабатываемой части предмета разработки, его логику и суть). Почему необходимо?
ЧТЗ и ТЗ можно отобразить:
Проектная документация, подготавливаемая тестировщиками ЧЛ (чек-лист) – список того, что нужно проверить. Почему необходимо?
Чек-листы можно записать:
ТК (тест-кейс) – создается на основе ЧТЗ (если оно есть) тест-аналитиками и тестировщиками.
Тест-кейсы можно отобразить:
Отчет о тестировании – письменный или медийный отчёт о проделанной работе и ее результате. Почему необходимо?
Пример отчета в письменном виде: Как определить, какую именно документацию необходимо внедрить в проект?Ниже приведем примеры того, когда и какую документацию и средства можно использовать как необходимый минимум. На проекте до 15 человек (проекты низкой сложности):
На проекте от 15 до 50 человек (проекты средней сложности):
Большой проект – от 50 человек и больше (проекты высокой сложности):
Что из этого выбрать — решать самим сотрудникам, т. к. именно они будут заниматься разработкой и смогут понять, что им нужнее. Все вышеперечисленное — лишь примерное представление и рекомендации. Что делать, если написание документации занимает много времени?Опыт показывает, что при работе над небольшим проектом нужно уметь приспосабливаться. Можно видоизменить документацию так, чтобы ее ведение было удобным и не занимало много времени. Например, ТЗ можно сделать в виде презентации или вебинара и получить от разработчиков уточняющие вопросы. Каждый из видов документации обладает своими плюсами и минусами, поэтому нужно экспериментировать и не бояться создавать что-то новое. Все научные открытия совершаются методом проб и ошибок, при этом случаются и неудачи! |