Как решить 4 главные проблемы, с которыми сталкивается любой стажёр-тестировщик |
05.07.2022 00:00 |
Автор: Марина Кудрявцева, iSpring, Инженер по качеству Стажёр-тестировщик — это новичок, у которого нет реальной практики в тестировании. Потому что одно дело решать учебные проекты, пусть даже и приближённые к боевым задачам, а другое дело — работать в большом реальном проекте, в котором много сложных бизнес-процессов. Расскажу, с какими сложностями сталкиваются стажёры, и как мы помогаем эти сложности преодолеть и погрузиться в сложный проект. Меня зовут Марина, я наставник и тимлид в команде тестировщиков. Когда ко мне в проект приходят стажёры-тестировщики, я их обучаю и помогаю им адаптироваться. Уверена, что мой опыт пригодится наставникам и тимлидам, которые также вводят новых QA. Делитесь в комментариях и своим опытом. Главные сложности для стажёра в новом проектеЯ выделяю 4 сложности, с которыми сталкивается любой начинающий тестировщик:
Сложность 1: Стажёр не знает продуктВ чём сложностьКогда стажёр попадает в реальный проект, нужно его познакомить с продуктом так, чтобы он досконально в нём разобрался. Как помогаемНаша сотрудница придумала игровой теоретический и практический проект «Дороги и ямы». Идея проекта в том, что на пять дней становится сотрудником выдуманной компании «Дороги и ямы», чтобы самостоятельно попробовать наш продукт со всех сторон через практические задания. Все задания мы продумали заранее, чтобы при обучении не кликать хаотично по кнопкам продукта, а идти по порядку, не упуская важного функционала. В течение пяти дней новичок учится работать с нашим продуктом, понимает для кого и для чего он существует, а наставник лишь проверяет результаты. Зачем стажёру работать в «Дорогах и ямах»
Стажёр буквально пройдёт путь клиента, который впервые открыл продукты iSpring, и сделает тысячу разных действий с нашим продуктом. Проект «Дороги и ямы» полностью автоматизирован и назначается в нашей системе дистанционного обучения. То есть мы можем назначать нужные курсы одним нажатием кнопки, а после видеть его прогресс и отчёт по обучению. Сложность 2: Стажёр не знает как тестироватьВ чём сложностьСтажёр познакомился с продуктом, но навыков тестирования в реальном проекте нет. Как помогаемДаём теорию по тестированию, а каждую тему подкрепляем проверочными тестами и практическим заданием. А для этого у нас уже есть обучающие курсы, которые нужно пройти. Каждое практическое задание — это реальный проект. Но чтобы было спокойнее стажёру и наставнику, задания даются уже из готовых, когда-то решённых задач. Грубо говоря, выполняем задачи «в стол». Сложность 3: Стажёр не умеет применять знания на практикеВ чём сложностьЗаниматься только теорией без практики — это неэффективно, скучно и отнимает много времени. Как помогаемМы решаем эту сложность параллельно первой и второй сложности и даём легкие боевые задачи уже в первую неделю стажировки. Да, решения проверяет наставник, но зато стажёр сразу вливается в тестирование, а не буксует с теорией. Лёгкие задачи — проверить замену кнопки, замену текста и прочее, связанное с интерфейсами программ. Мы уверены, что гораздо эффективнее как можно быстрее начинать всё пробовать и набивать шишки, а не бесконечно зубрить теорию. После месяца работы предлагаем решить задачки посложнее. Сложные задачи — это проверить наследования полей, различных комбинаций, реагирование систем и программ на эти комбинации, работать с запросами. Мы даём стажёру пробовать новые «сырые» продукты, в которых точно много багов на поверхности — их просто найти. Так новичок работает наравне с более опытными тестировщиками. Только пока опытные ребята копают глубже и не тратят время на элементарные баги, стажёр с удовольствием их отлавливает. В итоге стажёр набирается опыта и делит работу в реальном проекте с коллегами. Сложность 4: Стажёр не знает техническую часть продуктаВ чём сложностьСтажёр должен разбираться в технической части продукта, а также уметь её тестировать. Как помогаем
Что такое план тестированияСтажёр сразу учится писать план тестирования перед реальным тестированием задачи. Он обдумывает задачу и требования, вспоминает, проверял ли он раньше подобные задачи, структурирует свой план. А наставник откидывает лишнее и указывает, на что не стоит тратить время. Так постепенно, шаг за шагом стажёр оттачивает навыки тестирования. План стажировки и наставникЯ рассказала, как мы помогаем новичку справиться со сложностями. Важная часть помощи — это большая программа адаптации новичка, рассказ о которой тянет на отдельную статью. Программа включает много всего, но двумя ключевыми моментами поделюсь: план стажировки и наставник. У каждого стажёра есть свой наставникЧтобы начинающий тестировщик не остался наедине с собой и со своими проблемами, более опытный коллега из команды берёт его под своё крыло. Он будет рядом на всём пути: от знакомства с компанией до конца стажировки. Важно понимать, что наставник — это не руководитель, а такой же сотрудник, просто опытнее. Чем занимается наставник
Чтобы стажёр не дергал наставника по каждой мелочи, оговаривается время для встреч. Например, у нас так: ежедневные 30-минутные встречи, чтобы обсудить текущие задачи и вопросы, и одна часовая встреча в конце недели, чтобы подвести итоги и наметить цели на следующую неделю. Трёхмесячный план по работе со стажёрамиМы разработали и успешно протестировали 3-х месячную систему обучения, которая помогает новичкам быстрее адаптироваться. Если кратко, то план такой:
Пример плана стажировкиПокажу кусочек реального плана на первые две недели стажировки. Первый месяц мы прописываем детально, потому что много теории перемешивается с учебными и реальными задачами — и всё это нужно структурировать заранее, чтобы было проще и наставнику, и стажёру. Подытожу: как помочь стажёру-тестировщику влиться в работу
Расскажите, как вы в компании помогаете адаптироваться новичкам и используете ли что-нибудь из того, что я упоминала в статье? А в прошлой статье тимлид тестировщиков поделилась, как помочь тестерам-джунам быть на одной волне с разработчиками: Как QA выстроить плодотворное взаимодействие с dev. |