Наставничество тестировщиков |
24.09.2021 00:00 |
Автор: Энди Найт (Andy Knight) Наставничество важно в любой области, но особенно необходимо в тестировании. Мне повезло с отличными наставниками, и я имел честь быть наставником других тестировщиков. В этой статье я объясню, что такое наставничество, и как его практиковать в тестировании. Что такое наставничество? Наставничество – это отношения один на один, в которых опытный направляет неопытного.
Наставничество – это не просто ответы на вопросы или проведение код-ревью. Это намеренные отношения, нацеленные на обучение и рост. Почему наставничество в тестировании так важно? Тестирование – это специальность в рамках разработки ПО. Люди входят в тестирование различным образом, например:
В тестирование ведет далеко не одна дорога. Лично я закончил университет со степенью по информатике, и перешел в тестирование через стажировки. К сожалению, не существует также "универсальной" программы обучения тестированию. Университеты не предлагают направлений по тестированию – в лучшем случае там расскажут о фреймворках юнит-тестирования и форматах баг-репортов. Большинство программерских буткэмпов концентрируются на веб-разработке или анализе данных. Сертификации вроде ISTQB загадочны и старомодны (и, честно говоря. У меня их вообще нет). Лучший способ самообучения – это сообщества, конференции, онлайн-ресурсы. К примеру, я состою в нашем локальном тест-сообществе, Triangle Software Quality Association (TSQA). У него ежемесячно проходят митапы, а раз в два года – конференции в Северной Каролине. TSQA приглашает на свои мероприятия всех, заинтересованных в тестировании, чтобы обучаться, делиться информацией и общаться. Я также рекомендую бесплатные курсы от Test Automation University, и часто делюсь статьями других знаменитых тестировщиков. Однако при всей ценности этих ресурсов они могут ошеломить новичка, который просто-напросто не знает, с чего начать. Опытный наставник может его направить. Он может познакомить новичка с сообществом и мероприятиями, порекомендовать конкретные ресурсы и ответить на вопросы в безопасной обстановке. Наставник может также поощрять, мотивировать, и нести ответственность – онлайн-ресурсы этого не предоставляют. Как быть наставником Я, к своему счастью, был наставником многих в ходе своей карьеры. Я беру шефство лишь над несколькими людьми единовременно, дабы уделять им достаточно внимания. Отношения наставничества, как правило, начинаются так:
Практически все мое наставничество проходило в стенах компании. Это одна из моих рабочих обязанностей. Лично я рекомендую формировать менторские отношения внутри компании, чтобы оба участника могли уделить этому время, планировать свой график и делиться знаниями друг с другом. Однако это не всегда возможно (если менеджмент не придает важности профессиональному развитию) или выгодно (если вы работаете в токсичном окружении). Я исходно стремлюсь прояснить отношения с наставляемым. Я выясняю, что он хочет получить от наставничества. Я уделяю ему время и внимание на первоочередной основе, но ожидаю и ответной любезности. Я не вступаю в отношения наставничества, если вторая сторона к ним не стремится. Затем я создаю "план роста" для наставляемого. Этот план – это тонко настроенная программа обучения, нацеленная на достижение учебных целей наставляемого. Я планирую расписание, состоящие из следующих видов деятельности:
Эти виды деятельности должны быть структурированными, чтобы соответствовать любому стилю обучения и отталкиваться друг от друга. К примеру, если я наставляю кого-то на предмет BDD, то, возможно, запланирую наставничество так:
Любая цель обучения может быть разложена на такой список действий. Убедитесь, что каждый шаг в этом списке оправдан, четко определен, и основывается на предыдущих шагах. Хотел бы предупредить по поводу наставничества в тест-автоматизации: если наставляемый хочет изучить тест-автоматизацию, он должен сначала научиться программировать. Тестирование исторически было ручным процессом, и большинство тестировщиков программировать не умело. Теперь автоматизация незаменима для организаций, которые хотят быстро двигаться вперед, ничего не ломая, и большая часть вакансий требует определенного уровня навыков автоматизации. Многие работодатели даже заставляют ручных тестировщиков учиться автоматизировать. Однако хорошие навыки автоматизации базируются на хороших навыках программирования. Нельзя выучить "немножко Java" и ожидать, что из вас получится превосходный инженер-автоматизатор – сначала надо стать разработчиком. Характеристики хорошего наставничества Для наставничества необходимо, чтобы обе стороны вкладывали в эти отношения время и усилия. Чтобы быть хорошим наставником:
Чтобы быть хорошим наставляемым:
Не спешите Наставничество может отнимать много времени, но хорошее наставничество приносит хорошие результаты. Наставляемые будут делать более качественную работу. Они будут быстрее достигать результатов. У них будет больше уверенности в себе. Наставники тоже будут более довольны своим трудом. Выигрывают все. Альтернатива займет куда больше времени. Без хорошего наставничества новички вынуждены или тонуть, или плыть. Они не смогут быстро справляться с заданиями, и в их работе, скорее всего, будут проблемы. Они будут чувствовать стресс и сомнения. Заставлять людей преодолевать – крайне неэффективная стратегия обучения, и в нездоровом рабочем окружении может привести к дедовщине. Когда я слышу, что на наставничество нет времени, то отвечаю, что на исправление некачественной работы времени нет вообще. В тестировании отсутствие наставничества может привести к побегу багов на прод! Я крайне рекомендую лидерам, менеджерам и старшим инженерам сделать наставничество частью своих обязанностей. Выделите на это время. Способствуйте ему. Нормализуйте его. Действуйте намеренно. Более того, я советую лидерам стать мультипликаторами силы: наставляйте других, как наставлять других. Времени всегда в обрез, поэтому потратьте его с умом. |