Что пишут в блогах

Подписаться

Онлайн-тренинги

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Про инструменты

.
Наставничество тестировщиков
24.09.2021 00:00

Автор: Энди Найт (Andy Knight)
Оригинал статьи
Перевод: Ольга Алифанова

Наставничество важно в любой области, но особенно необходимо в тестировании. Мне повезло с отличными наставниками, и я имел честь быть наставником других тестировщиков. В этой статье я объясню, что такое наставничество, и как его практиковать в тестировании.

Что такое наставничество?

Наставничество – это отношения один на один, в которых опытный направляет неопытного.

  • Оно явное: два человека формально согласились на эти отношения.
  • Оно намеренное: оба хотят участвовать.
  • Оно долгосрочное: это длительные отношения.
  • Оно целенаправленное: у отношений есть внятная миссия или цель разработки.
  • Оно значимое: оба участника растут над собой.

Наставничество – это не просто ответы на вопросы или проведение код-ревью. Это намеренные отношения, нацеленные на обучение и рост.

Почему наставничество в тестировании так важно?

Тестирование – это специальность в рамках разработки ПО. Люди входят в тестирование различным образом, например:

  • Свежеиспеченный выпускник университета получает первую работу – QA-инженера.
  • Ручной тестировщик с 20-летним опытом переходит в автоматизацию.
  • Разработчик берет на себя больше тест-обязанностей.
  • Выпускник буткампа по программированию решает сменить карьеру.

В тестирование ведет далеко не одна дорога. Лично я закончил университет со степенью по информатике, и перешел в тестирование через стажировки.

К сожалению, не существует также "универсальной" программы обучения тестированию. Университеты не предлагают направлений по тестированию – в лучшем случае там расскажут о фреймворках юнит-тестирования и форматах баг-репортов. Большинство программерских буткэмпов концентрируются на веб-разработке или анализе данных. Сертификации вроде ISTQB загадочны и старомодны (и, честно говоря. У меня их вообще нет).

Лучший способ самообучения – это сообщества, конференции, онлайн-ресурсы. К примеру, я состою в нашем локальном тест-сообществе, Triangle Software Quality Association (TSQA). У него ежемесячно проходят митапы, а раз в два года – конференции в Северной Каролине. TSQA приглашает на свои мероприятия всех, заинтересованных в тестировании, чтобы обучаться, делиться информацией и общаться. Я также рекомендую бесплатные курсы от Test Automation University, и часто делюсь статьями других знаменитых тестировщиков.

Однако при всей ценности этих ресурсов они могут ошеломить новичка, который просто-напросто не знает, с чего начать. Опытный наставник может его направить. Он может познакомить новичка с сообществом и мероприятиями, порекомендовать конкретные ресурсы и ответить на вопросы в безопасной обстановке. Наставник может также поощрять, мотивировать, и нести ответственность – онлайн-ресурсы этого не предоставляют.

Как быть наставником

Я, к своему счастью, был наставником многих в ходе своей карьеры. Я беру шефство лишь над несколькими людьми единовременно, дабы уделять им достаточно внимания. Отношения наставничества, как правило, начинаются так:

  1. Кто-то просит меня стать наставником.
  2. Менеджер или тим-лид договаривается о наставничестве.
  3. Как тим-лид, я сам инициирую наставничество новенького члена команды (потому что это прямая обязанность тим-лида).

Практически все мое наставничество проходило в стенах компании. Это одна из моих рабочих обязанностей. Лично я рекомендую формировать менторские отношения внутри компании, чтобы оба участника могли уделить этому время, планировать свой график и делиться знаниями друг с другом. Однако это не всегда возможно (если менеджмент не придает важности профессиональному развитию) или выгодно (если вы работаете в токсичном окружении).

Я исходно стремлюсь прояснить отношения с наставляемым. Я выясняю, что он хочет получить от наставничества. Я уделяю ему время и внимание на первоочередной основе, но ожидаю и ответной любезности. Я не вступаю в отношения наставничества, если вторая сторона к ним не стремится.

Затем я создаю "план роста" для наставляемого. Этот план – это тонко настроенная программа обучения, нацеленная на достижение учебных целей наставляемого. Я планирую расписание, состоящие из следующих видов деятельности:

  • Учебные сессии один на один или в малых группах.
    • Наилучший формат для запоминания важных вещей
    • Дает возможность уделить наставляемому индивидуальную заботу и внимание
    • Создает безопасное пространство для вопросов.
    • Задания для чтения
      • Помогают в самостоятельном изучении отдельных тем
      • Блоги, статьи, документация
      • Позволяет наставляемому выполнять задания в его собственном ритме.
      • Онлайн-курсы
        • Пример: Test Automation University
        • Дают понятные инструкции для выполнения в своем ритме.
        • Могут, однако, не полностью соответствовать учебным целям.
        • Парное программирование или сессии код-ревью
          • Совместная практическая работа с наставником
          • Позволяет учиться на примерах и через осмос
          • Может ментально выматывать, поэтому применяйте ограниченно.
          • Независимая работа
            • Реальные рабочие элементы, требующие завершения
            • Дает чувство важности своего вклада в общее дело даже в ходе обучения
            • Дело мастера боится.

Эти виды деятельности должны быть структурированными, чтобы соответствовать любому стилю обучения и отталкиваться друг от друга. К примеру, если я наставляю кого-то на предмет BDD, то, возможно, запланирую наставничество так:

  1. Сессия "Добро пожаловать в BDD" со мной.
  2. Чтение моих статей "Основы BDD".
  3. Просмотр видео о маппинге примеров.
  4. Групповая работа по маппингу примеров для новой стори.
  5. Рабочая задача – написать сценарии Gherkin для этой стори.
  6. Ревью для этих сценариев.
  7. Подробная сессия "Тест-фреймворки BDD" со мной.
  8. Рабочая задача автоматизировать созданные Gherkin-сценарии.
  9. Ревью-сессия для этих автотестов.
  10. Еще одна рабочая задача: создать и автоматизировать новый набор тестов.

Любая цель обучения может быть разложена на такой список действий. Убедитесь, что каждый шаг в этом списке оправдан, четко определен, и основывается на предыдущих шагах.

Хотел бы предупредить по поводу наставничества в тест-автоматизации: если наставляемый хочет изучить тест-автоматизацию, он должен сначала научиться программировать. Тестирование исторически было ручным процессом, и большинство тестировщиков программировать не умело. Теперь автоматизация незаменима для организаций, которые хотят быстро двигаться вперед, ничего не ломая, и большая часть вакансий требует определенного уровня навыков автоматизации. Многие работодатели даже заставляют ручных тестировщиков учиться автоматизировать. Однако хорошие навыки автоматизации базируются на хороших навыках программирования. Нельзя выучить "немножко Java" и ожидать, что из вас получится превосходный инженер-автоматизатор – сначала надо стать разработчиком.

Характеристики хорошего наставничества

Для наставничества необходимо, чтобы обе стороны вкладывали в эти отношения время и усилия.

Чтобы быть хорошим наставником:

  • Будьте готовы помочь – направляйте наставляемого так, как это ему необходимо
  • Будьте подготовлены – знайте то, что вы должны знать, и готовьтесь делиться этими знаниями.
  • Будьте доступны – никогда не бывайте "слишком заняты", чтобы поговорить.
  • Будьте скромны – расскажите о ваших ограничениях, признавайтесь, если чего-то не знаете.
  • Будьте терпеливы – новички могут подтормаживать.

Чтобы быть хорошим наставляемым:

  • Нацеливайтесь на долгосрочный рост, а не просто на ответы на сиюминутные вопросы.
  • Приходите подготовленными умственно и предметно.
  • Задавайте вдумчивые вопросы и записывайте ответы.
  • Практикуйте изученное.
  • Цените вашего наставника и говорите об этом – это часто неблагодарный труд.

Не спешите

Наставничество может отнимать много времени, но хорошее наставничество приносит хорошие результаты. Наставляемые будут делать более качественную работу. Они будут быстрее достигать результатов. У них будет больше уверенности в себе. Наставники тоже будут более довольны своим трудом. Выигрывают все.

Альтернатива займет куда больше времени. Без хорошего наставничества новички вынуждены или тонуть, или плыть. Они не смогут быстро справляться с заданиями, и в их работе, скорее всего, будут проблемы. Они будут чувствовать стресс и сомнения. Заставлять людей преодолевать – крайне неэффективная стратегия обучения, и в нездоровом рабочем окружении может привести к дедовщине. Когда я слышу, что на наставничество нет времени, то отвечаю, что на исправление некачественной работы времени нет вообще. В тестировании отсутствие наставничества может привести к побегу багов на прод!

Я крайне рекомендую лидерам, менеджерам и старшим инженерам сделать наставничество частью своих обязанностей. Выделите на это время. Способствуйте ему. Нормализуйте его. Действуйте намеренно. Более того, я советую лидерам стать мультипликаторами силы: наставляйте других, как наставлять других. Времени всегда в обрез, поэтому потратьте его с умом.

Обсудить в форуме