Взаимодействие между тестировщиками и разработчиками: проблемы и пути решения |
12.05.2017 08:11 |
Автор: Людмила Лихогляд, ведущий специалист по тестированию "Лаборатории Качества" Взаимоотношения разработчиков и тестировщиков служат неистощимым источником возникновения шуток и анекдотов, что свидетельствует о наличии целого ряда конфликтных ситуаций. Корни проблемы кроются в различии основных функций этих специалистов: тестировщики вынуждены искать ошибки, погрешности и недочеты в программах, на создание которых разработчики потратили немало сил. К сожалению, такое положение дел не всегда способствует тесному сотрудничеству. Хотя каждый из нас по-своему уникален как человек и как специалист, можно выделить ряд характерных особенностей взаимодействия сотрудников в ходе рабочего процесса. Некоторые из них способны привести к серьезным неприятностям, а потому наша задача – найти способы разумного решения существующих проблем и не допустить возникновения новых. Типы взаимоотношенийДля понимания сути проблемы приведем классификацию взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Myтoном и учитывающую комбинацию двух основных параметров – взаимоотношения сотрудников и их отношения к рабочему процессу. Выделим 5 основных типов: В первых трех случаях страдают либо сотрудники, либо производственный процесс, а то и все вместе. Такие проблемы взаимоотношений надо выявлять и искоренять как можно раньше. Четвертый тип («золотая середина») дает возможность вовремя получить запланированный конечный результат и обеспечить комфортные условия труда для коллектива. К сожалению, при этом у сотрудников часто отсутствует мотивация для профессионального роста и развития. Они практически не стремятся улучшить конечный результат труда и не всегда получают эмоциональную отдачу от рабочего процесса. Есть риск, что в дальнейшем подобный коллектив стагнирует, и взаимоотношения в нем «сползут» к первым трем типам. Оптимальный вариант взаимодействия между коллегами – это работа в команде. Общий успех зависит не только от профессионализма сотрудников, но и от желания наладить прочные и эффективные рабочие и межличностные взаимоотношения. Как решатьПредположим, что мы обнаружили проблему во взаимоотношениях между тестировщиком и разработчиком. Как и в случае с медицинской диагностикой, это хорошо уже тем, что мы можем своевременно приступить к «лечению». Любые задержки в этом процессе приведут к обострению, поэтому всегда важно вовремя оценить ситуацию и принять меры для предотвращения нарастания конфликта. Рассмотрим несколько примеров конфликтных ситуаций между тестировщиком и разработчиком, а также возможные пути их решения. 1. Отсутствие общения. Разработчик и тестировщик могут иметь совершенно несхожие точки зрения на бизнес-процесс. В этом случае им необходимо совместно обсудить и согласовать спорные вопросы. Разработчик может указать важные фрагменты кода, требующие особого внимания, а тестировщик в свою очередь способен предложить варианты реализации, которые наилучшим образом раскроют идеи проекта. Человек далеко не всегда может объективно оценить результаты своего труда – действительно, гораздо проще увидеть пылинку в чужом глазу. Разработчик зачастую считает свой код идеальным, но при этом не всегда учитывает все возможные сценарии использования продукта. Тестировщик же, не зная всех тонкостей кода, может упустить часть проверок. Таким образом, согласование и общение должны сопровождать каждый этап процесса работы: подготовку к разработке, передачу в тестирование и непосредственно тестирование. Во время общения важно соблюдать ряд правил:
- уважать как себя, так и собеседника; 2. Избыток общения. Для избежания избыточности общения можно посоветовать планировать обсуждения, ограничивать регламент и заранее познакомить участников с дополнительными материалами. 3. Постоянные «реджекты». Обычно такой «футболист-профессионал» имеет готовый ответ на любой вопрос. Если посмотреть на ситуацию под другим углом, окажется, что работать с таким коллегой – это просто счастье. Он пунктуален и знаком с проектом до мелочей. Работа с ним заставляет и нас доводить до совершенства это знание: нужно быть готовым ко всему и уметь правильно и в нужном ключе доказать свою правоту. 4. Недостаточный уровень критичности. Разработчик часто не может знать всех нюансов тестирования. На тестировщике лежит львиная доля ответственности за результат процесса, которую он не может переложить на «дружеское плечо». При первой же проблеме это «плечо» выскажет претензию за невыявленную ошибку. Поэтому надо работать под девизом «Доверяй, но проверяй». 5. Неуважение к чужому времени и задачам. Встречаются ситуации, когда кто-то из команды начинает перекладывать свои обязанности на коллег. Например, для тестирования нужно подготовить особое окружение, оговоренное инструкциями. Казалось бы, проблем не должно возникнуть, но внезапно тестировщик отступает от регламента и уговаривает разработчика подготовить окружение. В итоге все сделано быстро и качественно… но разработчик не успевает выполнить свою непосредственную задачу. Другой пример: разработчик написал «тяп-ляп код», не проверил его и передал на тестирование. Логика его проста: тестировщик все равно протестирует продукт, найдет ошибки, вернет задачу на доработку, а потом проверит еще раз. В результате лень разработчика приводит к нерациональному использованию временного ресурса тестировщика, что увеличивает время на проверку и доработку задачи и вызывает удорожание проекта. Следовательно, каждому специалисту всегда важно четко понимать свою задачу и не перекладывать ее на других. 6. Преобладание негативных эмоций над разумом. Приведем несколько несложных советов:
- не спешите отвечать на агрессию, дайте возможность остыть и себе и оппоненту; 7. Нежелание посмотреть на себя со стороны. 8. Личное участие в чужих конфликтах. Делая вид, что ничего не произошло, мы лишь способствуем разрастанию конфликта. В результате одни сотрудники считают себя незаконно обиженными, а другие чувствуют вседозволенность и с превосходством смотрят на коллег. Такая ситуация негативно отражается на всем коллективе и вредит производственному процессу. Все в наших руках Жизнь быстротечна. Неделя за неделей, месяц за месяцем незаметно уходят в Лету, и остается понимание, что самое важное для человека – текущий момент. Именно сегодня, сейчас, а не в каком-то запланированном будущем нам хочется заниматься работой, которая приносит не только материальные выгоды, но и колоссальное удовольствие от процесса и его результатов. Что останется в нашей памяти – разочарования и неудачи или восторг от успешных проектов – зависит от нас самих. Все мы – прежде всего люди с собственными амбициями, настроениями и проблемами. Личный успех каждого из нас тесно связан с успехами окружающих. Взаимная заинтересованность, доброжелательность, стремление к компромиссу помогут нам избежать конфликтов и непонимания в коллективе, сделать работу над проектом комфортной и располагающей к максимальному раскрытию профессиональных способностей каждого специалиста. И тогда мы смело сможем сказать, что сделали все для того, чтобы быть счастливыми и приносить пользу и радость окружающим. |