У нас совсем скоро стартует курс Комплексная система подготовки тестировщиков по программе ISTQB, а вокруг ISTQB постоянно ходят споры. Что именно демонстрирует сертификат? Это ненужная бумажка или показатель уровня знаний? Представляем перевод статьи Дороти Грэм (Dorothy Graham) про суть и цели ISTQB.
Что меня шокировало, так это масштаб негатива в адрес сертификации. Заданный вопрос звучал как "Что вы думаете о профессиональной сертификации тестировщиков?". В США есть квалификационные модели для тестировщиков, появившиеся раньше ISTQB, но большинство опрошенных по умолчанию предположило, что их спрашивают именно про ISTQB-сертификацию.
И, конечно, тема тестирования в том или ином виде поднимается почти в каждом тематическом направлении. Мы расскажем про некоторые из докладов, среди которых есть и уникальные.
Например, секция про "A/B-тестирование" в конференции серверных веб-разработчиков Backend Conf. Ну и что же тут уникального, спросите вы? А то, что рассматривать тему сплит-тестирования мы будем не через призму того "это обязательно надо делать", а с фокусом "как правильно это сделать"! Причём правильно с технической, инженерной точки зрения.
Почти все веб-проекты проводят A/B тестирование своих изменений. Это модно, и это вроде бы работает. Но многие обнаруживали, что целый год повышали какой-то ключевой параметр (например, конверсию), внедряли только те изменения, которые по A/B тестам показывали значимый плюс, но через год времени и сорок таких внедрений конверсия оставалась на том же уровне, что и в самом начале. Отчего это бывает?
Один из вариантов — что-то в системе проведения экспериментов работает неправильно, где-то допущена ошибка, техническая или концептуальная. Эта секция — НЕ о том, как повышать конверсию или лояльность пользователей. Эта секция — о том, как проводить эксперименты, результатам которых можно доверять. Типичные ошибки, best practices и истории из практики крупных компаний — то, что вас здесь ждет.
Конечно, это не единственные материалы по тестированию на фестивале. Почти в каждой конференции есть свои доклады с уклоном, конечно, на тематику конференции.
Например, в обучающей конференции по высоким нагрузкам в докладе "Оптимизация сайта. Диагнозы и курсы лечения" Иван Михеев рассказывает про тестирование производительности, поиск узких мест, работу со средствами профилирования и оптимизации. Проблемы производительности изучаются также в докладе "Практика применения Pinba в Badoo" от Дениса Карасика. Основные аспекты доклада это конкретные примеры и задачи: измерение производительности php скриптов, измерение времени обращений к внешним сервисам, измерение «хитрейта» кэша, измерение производительности обработки очередей, построение распределений и использование перцентилей.
Другой пример — тестирование фронтенда, подробно рассматриваемое в конференции для фронтенд-разработчиков Frontend Conf. Алексей Малеков в докладе "Радости и гадости регрессионного тестирования вёрстки" рассказывает, как они построили систему, автоматически проверяющую проекты студентов обучающих курсов на соответствие исходному макету.
Андрей Сумин в докладе "Как отвечать за продакшн" расскажет про то, что можно сделать за пределами тестирования.
У вас, в худшем случае, ваш комп, на котором вы все тестируете перед выкаткой. Проверяете во всех браузерах, запускаете автоматические тесты, возможно, нагрузочные. В хорошем случае — есть ферма машин или даже отдел тестирования. Это стандартные практики по соблюдению качества продукта. Но это малая часть того, что можно сделать.
Интересно?
Нам тоже! Поэтому мы выбили из организаторов скидку для наших подписчиков — при бронировании используйте код SoftwareTesting2016. Участие в фестивале платное, участники могут приобрести билеты как на отдельные конференции, так и билет-вездеход на весь фестиваль в целом. Доклады про тестирование размазаны по всему фестивалю РИТ++, поэтому наш скидочный код даёт скидку именно на весь фестиваль в целом.
Каждый из нас, занимаясь тестированием, осваивает те или иные техники тест-анализа интуитивно, в то время как другие методы остаются за кадром. А ведь именно там прячутся самые хитрые баги!!
Для того, чтобы понять, какие техники меньше всего очевидны для профессионалов в тестировании, мы внимательно изучаем отзывы наших выпускников Школы Тест-Аналитиков.
Вот, например, отзыв Романа Якимчука, сотрудника Svitla Systems, Inc. на должности Senior QA Engineer:
“Закончил школу Тест Аналитиков. Мои впечатления - это очень сложный курс, который заставляет хорошенько подумать над каждым домашним заданием, все они очень интересные и полезные. Наталья Руколь хорошо преподнесла материал, всё понятно, разобрано на примерах. Все эти техники тест анализа теперь только внедрить в свой проект, уверен что после внедрения, проект станет намного качественней, будут обнаружены все ошибки. Чего только стоят S&T техника, тестирование прав пользователей - не задумывался никогда, что есть физические и логические роли, после долгих мучений, наконец-то понял, что же все-таки означает логическая роль :). Юлия Миронова, огромное Вам спасибо за терпение и обратную связь, четко давали понять где ошибки и что нужно еще раз разобрать и исправить. Я получил огромное удовольствие от этого курса. Всем рекомендую! “
И действительно, именно техника “State & Transitions” ( “состояния и переходы”) и методика “пересечения физических и логических ролей пользователей” обычно самые непривычные для наших учеников.
Поэтому каждой из этих техник уделён отдельный вебинар, а домашнее задание по логическим ролям ученики выполняют прямо по своему продукту! И очень часто, вместе с домашкой по ролям, ученики уже в письмах присылают только что найденные с помощью этой техники новые баги в своём (давно знакомом!) продукте!!!
Если вы хотите проверить на себе, так это или нет, мы будем рады видеть вас в списке участников очередной группы курса Школы Тест-Аналитиков, которая начнет работу 25 мая.
Выступление Алексея Баранцева для сообщества тестировщиков Екатеринбурга.
Мы, тестировщики, постоянно вторгаемся в область незнаемого. Мы стремимся узнать, как работает программа, и донести полученное знание до тех людей, которым оно может пригодиться. Но полученные знания и у нас тоже остаются, мы не забываем то, что узнали однажды, а иногда даже записываем, чтобы уж точно не забыть. Потому что нам эти знания тоже могут пригодиться.
Но иногда бывают ситуации, когда знание вредно, а незнание полезно. Знание притупляет чувства. Мы знаем, чего ожидать, и это создает ложные предпосылки, мы склонны замечать то, что ожидаем увидеть, и игнорируем то, что не вписывается в наши ожидания. Как с этим бороться? Нужно постоянно подвергать свои знания критическому анализу. Отправлять свои знания обратно в незнаемое, и переоткрывать их вновь, с обостренными чувствами.
Впрочем, не стоит беспокоиться по поводу имеющихся знаний. Незнаемого гораздо больше. И оно тоже не однородно. Есть вещи, про которые мы знаем, что мы их не знаем. Это работа для аналитиков. А есть вещи, про которые мы не знаем, что мы о них не знаем. А это -- поле исследований для тестировщиков.
Несмотря на то, что инженеры-автоматизаторы в большинстве случаев автоматизируют только поверхностно, отрасль не перестает поклоняться автоматизации, и это неспроста. Однако такое положение вещей угрожает ручным тестировщикам - особенно тем, кто работает бок о бок с автоматизаторами.
Вот что могут сделать тестировщики, у которых нет навыков программирования, чтобы повысить свою ценность:
Прошло три месяца, первая группа прошла обучение по обновлённой программе, и нам хотелось бы поделиться тем, как прошел первый запуск.
Курс получился очень насыщенный. По нашим оценкам одно занятие нашего онлайн-курса эквивалентно 8-часовому очному тренингу, то есть полная программа обучения соответствует 10-дневному очному тренингу. И если время освоения материала учеником вряд ли получится сократить, то стоимость тренинга значительно ниже аналогичного очного.
Чем же наш тренинг отличается от других?
Во-первых, контент. Программа тренинга "Программирование для тестировщиков" самая лучшая. Именно для тестировщиков, а не вообще. Мы действительно постарались включить туда всё самое полезное для тестировщиков, что только можно впихнуть в эти временные рамки.
Во-вторых, формат лекций. Тренинг записан небольшимим кусочками по 5-15 минут, поэтому не нужно выделять целый день или даже несколько часов для просмотра лекций. Информацию удобнее усваивать маленькими порциями. На подготовку тренинга затрачено много времени тренера, каждый кусочек готовился, писался и переписывался несколько раз, чтобы исключить все ненужные повторы, сделать объяснение максимально понятным, убрать лишние слова паразиты и паузы.
В-третьих, практические задания. Формат тренинга позволяет ученику тратить на практику столько времени, сколько ему нужно. На очном тренинге время на выполнение упражнений сильно ограничено, кто-то из учеников в отведенное время не успевает освоить материал, в то время как более подготовленные ученики скучают, дожидаясь отстающих. В онлайн формате каждый движется со своей скоростью: кто-то выполняет все задания за 4 часа, кому-то нужно 12 часов. Для просмотра лекций и выполнения упражнений отводится неделя. Тренер оказывает поддержку в онлайне почти каждый день по 12 часов в сутки, и даже если тренера нет в сети постоянно, то несколько раз в день он обязательно отвечает на все вопросы.
На самом деле можно много говорить о преимуществах, но никто не скажет о тренинге лучше учеников, которые уже прошли тренинг. Многие ученики в своих отзывах хвалили программу. Те, у кого это не первый курс, сравнивали наш курс с другими. Те, кто уже проходил у нас этот тренинг раньше (да, были и такие) сравнивали новую версию с предыдущими.
Несколько отрывков из отзывов:
Это не первая моя попытка освоить Java, был и Javarush, и офлайновые курсы. Но писать на Java не очень получалось. А на курсе у Алексея где-то после четвертого занятия вдруг с удивлением поняла, что я МОГУ написать то,что мне надо, и знаю как!
Анна Таламанова
При прохождении курса "Программирование на Java для тестировщиков" стараюсь успевать не только делать учебные занятия, но и применять полученные знания к нашим информационным системам. Алексей всегда помогает советами. Получается интересная обратная связь: наши разработчики оценивают полученные мною знания, знания и авторитет Алексея, в свою очередь Алексей оценивает уровень нашей разработки. Получается максимально конструктивно, есть над чем подумать.
Общее мнение нашего руководителя разработки: курс отличный, хорошо структурированный, как он мне говорит "ты очень удачно нарыл этот курс".
Юрий Махунин
Из положительного, как уже было замечено ранее, можно отметить следующее:
материал отобран, обработан и проработан до мелочей так, что вместо года самостоятельного обучения вы потратите всего 2 месяца с Алексеем
уделяется много внимания новым приемам в программировании таким как fluent-интерфейс и функциональное программирование
работа с коллекциями (на своей шкуре ощутите разницу, поскольку будете работать с разными имплементациями коллекций), наследование, делегирование
работа в IDEA, за что отдельное большое спасибо, поскольку (не ради рекламы сказано) у этой компании реально удобный и продвинутый софт, который будет давать вам возможность получать удовольствие от программирования
очень удобная модульная система для каждого занятия
тренер старается и отвечает на насущные вопросы как можно быстрее (тут нужно понимать, что все мы люди и не сидим да и не можем сидеть онлайн 24/7) и действительно хорош в том, чем он занимается - даже самые заковыристые вопросы и неожиданные проблемы решались очень быстро (например баг в описании конфигурации стороннего приложения, которое было взято за пример, который неожиданно всплыл)
Евгений Котиков
Полные версии процитированных отзывов и отзывы других учеников можно найти на нашем форуме.
Очередная группа курса начнет работу 20 мая. Ознакомиться с программой и зарегистрироваться для участия в тренинге можно здесь.
Такие браузеры, как Mozilla Firefox и Google Chrome сильно облегчают жизнь тестировщика. Я использую оба, но Chrome лидирует по количеству полезных расширений, которые я могу применять в работе.
Большинство читателей нашего сайта используют Chrome (примерно 70%). Чем не доказательство, как мы, тестировщики, любим этот браузер? Он очень облегчает наш труд. Он облегчает конкретно мой труд, и поэтому я его так люблю. Firefox, я помню о тебе!
Ранее я составлял список важных дополнений Firefox, полезных для тестировщиков, и аналогичный список для Chrome был вполне логичным продолжением. Представляю вам список потрясающих расширений Chrome для тестировщиков! Это вам не просто список случайных расширений - это наиболее полное перечисление тех расширений, которые пригодятся при тестировании ПО.
Расширения Chrome для тестировщиков
Google Chrome - это самый мощный и самый известный браузер в мире (источник). У него удобный интерфейс, он мало весит, и его можно дополнительно улучшать различными расширениями.
Это основная причина его популярности как среди разработчиков, так и среди тестировщиков.
Большинство расширений из списка ниже я применяю в работе постоянно, и они просто чудо. Дочитайте до конца, и вы согласитесь со мной!
Если вы используете расширение Chrome, которого нет в этом списке - сообщите мне об этом, и я добавлю его.
Типичная команда тестирования – это набор таких разных людей, как бизнес-эксперт, системный программист, пара-тройка технарей-тестировщиков и (иногда) менеджер.
Опытный менеджер знает, что один из тестировщиков интересуется мобильными приложениями, а другой - API, и старается нагружать их соответственно их интересам. Однако тут сразу возникают некоторые трудности. Что, если рабочая нагрузка просто не позволяет такого распределения? Например, эксперт по мобильным приложениям в отпуске, или члены команды жалуются, что годятся менеджеру как специалисты только в определенном качестве?
Что делать разумному менеджеру в таких случаях? Об этом мы и поговорим.
Выступление Алексея Баранцева на уроке профориентации в 5-ом классе (в роли родителя, естественно).
Вряд ли наши читатели смогут почерпнуть в этом видео что-то новое для себя, но возможно, что кому-то из детей наших читателей будет интересно послушать чем их мама или папа занимаются на работе :-)