Что пишут в блогах

Подписаться

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Новаторские подходы в тестировании
21.06.2018 15:27

Автор: Елена Шамхалова, компания "Лаборатория качества"

Оригинальная публикация: http://quality-lab.ru/report-for-march-2018/

Как показать заказчику, что согласованного времени не хватает на тестирование? Что поможет не пропустить ни одного бага? Эти проблемы мы решили в марте. Что же нам помогло?

Нашими спасателями стали тест-анализ, планирование и прозрачная отчетность! Надеемся, что наша статья поможет вам обойти грабли, на которые наступили мы.

1. Внедряем прозрачную отчетность

На проекте по тестированию мобильного приложения возникла путаница с тестовой документацией, а именно с тест-кейсами и чек-листами. Проблема заключалась в том, что заказчика вообще не интересовала наша документация, и он не спешил согласовывать правильность составленных чек-листов и тест-кейсов. Совершенно не выделялось время как на написание и актуализацию документов, так и на смоук и регрессионное тестирование перед релизами; они выполнялись лишь частично в редкие свободные моменты. Такая ситуация длилась долгое время и привела к тому, что на продуктиве начали сыпаться критические и блокирующие дефекты. Соответственно, у целевой аудитории нарастало раздражение при пользовании продуктом.

Наконец было принято решение изменить подход к тестированию – внедрить чек-листы, описывающие весь функционал продукта, оценить трудозатраты на их прохождение (тестирование каждого шага) и использовать их при смоук и регрессионном тестировании, дополняя новыми хитрыми шагами.
Мы остановились на формате, который стал понятен и прозрачен для любого:

1. Отдельный лист с указанием каждого компонента продукта и типа его проверки. При прохождении шага тестировщик указывает статус тестирования, свои ФИ и дату прохождения (тестирования), ссылку на дефект или причины, блокирующие тестирование. Колонки «Статус», «Тестировщик», «Дата последней проверки», «Дефекты» объединены под одну шапку, в которой указывается тестируемая версия и тип тестирования – смоук или регресс; для каждой последующей версии эти колонки дублируются с указанием новой версии в шапке.













2. Лист с общей оценкой на прохождение всего чек-листа с учетом возможных рисков.















3. Лист с общей статистикой – перечень всех типов проверок и отображение статусов проверки всех компонентов в табличном виде и в виде диаграммы (создается отдельно для каждого смоук и регрессионного тестирования).
















Имея перед собой первоначальную оценку и ежедневную статистику (мы отправляли ее скриншот с указанием обработанных за день задач), заказчик получил возможность принимать более эффективные решения. Он наконец-то увидел объем наших работ перед релизом и стал соглашаться с нами в вопросах предоставления нужного количества времени на смоук и регрессионное тестирование.

Благодаря указанным чек-листам и отчетам продукт в скором времени обрел заметную стабильность; критические и блокирующие дефекты на продуктиве стали редким явлением, практически не зависящим от нас.





Итак, наметим последовательность действий, которые дадут Вам возможность планировать будущие работы и мониторить статус их выполнения:

1. Составьте чек-лист, в котором будет указано реальное время на тестирование каждого шага (чек-листы могут быть отдельными на каждый модуль, а может быть один на всю систему).

2. Вычислите общее время на тестирование всего чек-листа или общее время тестирования на одном окружении (браузере, устройстве).

3. Подготовьте таблицы для планирования трудозатрат на каждый вид тестирования, который применяется у Вас в практике (смоук, регресс, санити). В этих таблицах рассчитайте все риски, превышающие время из чек-листа:

  • локализация дефектов (среднее время на локализацию одного дефекта и примерное их количество можно взять из статистики прошлых работ);
  • обсуждение с коллегами (не исключены случаи, когда функционал был доработан без уведомления тестировщиков и без отражения изменений в документации к продукту);
  • если время тестирования продолжительное, то не лишним будет заложить в риски время на чай/кофе и перерывы, так как мало кто из людей выдерживает 8 часов работы без отрыва от экрана, не снижая при этом продуктивность труда.

4. Определите количество тестируемых окружений, взяв за основу масштабы трудозатрат.

5. Создайте таблицы и графики, которые будут показывать постоянную онлайн статистику в разрезе необходимых показателей (по окружениям, по модулям/компонентам системы, по приоритету строк чек-листа и т.д.).

Все это можно легко и быстро реализовать без использования дорогих продуктов.

2. Думаем, анализируем, планируем, релизим

В Лаборатории качества мы любим разные проекты: крупные, где более 100 независимых подсистем взаимодействуют друг с другом, средние, в которых 6-7 опытных тестировщиков заботятся о качестве 20-30 модулей под контролем тест-менеджера, и маленькие, требующие участия с нашей стороны всего нескольких специалистов. Не секрет, что даже небольшая команда способна осваивать крупные объемы работ.

В данном случае на проекте по тестированию государственной информационной системы муниципальных учреждений, где со стороны Лаборатории качества было задействовано всего два специалиста, ожидался очень крупный релиз. Как все успеть при таких условиях? Как не пропустить ни одного критического дефекта и отдать пользователям качественный продукт, если на все про все остается всего 3 недели?

На помощь команде пришел тест-анализ и тест-дизайн. Наши тестировщики проанализировали свой опыт на основе нескольких предыдущих версий, собрали статистику использования системы, выявили проблемные места продукта.

Что получилось в итоге?

  • Мы в сжатые сроки нашли и передали на исправление 93 крита (!), не заводя при этом мелких ошибок.
  • Пользователи остались довольны релизом (не поступило ни одного замечания по выпущенной в итоге версии).










Мы бы хотели поделиться своим опытом и ответить сразу на три вопроса: как все успеть? как не пропустить ни одного критического дефекта? как отдать пользователям качественный продукт?
Для этого:

  • используйте модель состояний и переходов продукта (кстати, про нее можно посмотреть вот здесь);
  • готовьте верхнеуровневые чек-листы (их подготовка занимает немного времени, а польза от них колоссальная);
  • генерируйте и прогоняйте конкретные кейсы во время тестирования;
  • дружите с саппортом: анализируйте жалобы пользователей, ведь с их помощью можно выявить «опасные» места системы и сценарии, в которых пользователи чаще всего сталкивались с ошибками.

3. Осваиваем системное тестирование на крупном проекте

На проекте по тестированию государственной информационной системы в сфере ЖКХ, включающем более 100 взаимосвязанных подсистем с множеством интеграций с внешними государственными системами, стабильно выпускалось в релиз свыше 60 крупных доработок. К сожалению, процент невыявленных дефектов на продуктиве был довольно высоким для проекта с многомиллионной аудиторией. Исследование показало, что немалая часть дефектов пропускается не на стадии первой итерации тестирования доработки, а на этапе регресса. Сложность также заключалась в том, что каждая доработка затрагивала несколько подсистем с зонами ответственности разных интегрированных команд, которые тестировали ее одновременно. Время окончания тестирования «своей части» у разных команд было разное; нередко баг-фикс дефектов наводил новые дефекты в других подсистемах, проверка которых уже была завершена.













В процессе поиска выхода из ситуации рассматривались разные варианты решений (в том числе и увеличение объема регресса), но в итоге было признано целесообразным внедрить «системное тестирование». В чем суть данного подхода? Мы исходили из того, что каждая доработка, даже затрагивая несколько подсистем (причем изменения могут иметь различные объемы и логику), делается с единой целью: достичь работоспособности каких-то конкретных бизнес-сценариев.

Теперь, получая такую доработку, мы действовали по следующему алгоритму:

  • Собираем межкомандный митинг. Каждая команда объясняет суть изменений в их подсистемах, а ведущий бизнес-аналитик поясняет, какие бизнес-сценарии внедряются и какие важные функции для пользователей будут реализованы с этой доработкой.
  • По итогам митинга назначается один ответственный за доработку тест-аналитик, который формирует в виде чек-листа сквозной бизнес-процесс, «проходящий» через все подсистемы и покрывающий на 100% внедряемый доработкой бизнес-сценарий.
  • Проводится «дымовой тест», по итогам которого либо заводятся блокирующие дефект-репорты, либо принимается решение о возможности старта теста по всем командам.

После того, как последняя команда из участвующих завершает свой тест, в доработке снова проверяется составленный сквозной бизнес-сценарий, затрагивающий все подсистемы. При его успешности доработка закрывается и считается успешно протестированной.



Что мы получили в итоге?

  • Снижение пропуска дефектов на 30%.
  • Снижение количества обращений пользователей в саппорт (если не работает косвенный функционал, но отрабатывает бизнес-логика, заложенная в продукт, пользователь может даже не заметить косвенные дефекты).
  • Налаженный тесный обмен информацией о доработках между разными командами (это положительно повлияло на общее знание системы и интегрированных подсистем).

4. Развиваем нашу команду!

Указанные проекты стали самыми интересными, но далеко не единственными делами нашего коллектива. Чем еще запомнился прошедший месяц?

1. Наша команда пополнилась новым тест-менеджером. Мы расширяемся и развиваемся, ведь каждый новый сотрудник – это привнесенные навыки, свежий взгляд на процесс и ресурс для охвата большего объема работ!

2. Два специалиста нашей команды успешно окончили курсы по тест-дизайну и SQL для тестировщиков. Мы непрерывно улучшаем качество знаний и навыков наших сотрудников, а также осваиваем новые направления, которые в дальнейшем могут быть востребованы на проектах наших клиентов.

3. Не можем не упомянуть и о многочисленных «отзывах счастья», полученных от наших заказчиков. Вот только некоторые из них: