Особенности организации работы распределенных тестовых команд |
19.12.2017 12:07 |
Автор: Павла Толоконина, ведущий специалист по тестированию в компании "Лаборатория качества" Оригинальная публикация: http://quality-lab.ru/features-of-organization-of-distributed-test-commands/ Распределенная команда – это возможность найти нужного специалиста без ограничений конкретной территории, а также сэкономить на рабочем месте. Конечно, в такой работе есть немало особенностей. Вот уже четвертый год я управляю распределенными командами. На это накладывается предыдущий опыт классической схемы «одна команда – один офис». За это время мной «собрано немало шишек» и подготовлено немало наработок. Если вы уже стали руководителем распределенной команды, только задумываетесь над ее созданием или просто хотите узнать о нюансах работы в тесной связке на расстоянии – эта статья для вас. Я постараюсь разобрать вопросы организации работы, осветить распространенные проблемы и стандартные страшилки. Иллюзия «Само все образуется»Первое, к чему не готов начинающий руководитель распределенной команды, – это то, что работа людей «где-то там далеко» сама собой не наладится. В одном пространстве с коллегами организация процессов проходит проще: тут увидел, там подсказал, здесь заметил и поправил, на ходу решил возникший конфликт – и все это буквально на расстоянии вытянутой руки. Но в том случае, когда вы не видите постоянно часть своей команды, может возникнуть соблазн бросить работу на самотек. На деле это приводит к срыву сроков, к отсутствию понимания прогресса, к использованию неоптимальных путей и инструментов и т. п. Как с этим работать?
Проблема «Как слышно? Прием!», или трудности постановки задачЕсли задача поставлена коллеге «шаговой доступности», то, как правило, бывает достаточно легко отследить момент, в который «что-то пошло не так». Совсем другое дело – подхвативший задачу коллега на расстоянии. Иллюзия «само все образуется» может преследовать вас и тут, поэтому рекомендую нюансы типовых задач хранить в вики. Это поможет не получить на выходе неожиданные результаты. Для того, чтобы убедиться в том, что задача понята и осознана, есть волшебный прием. Он называется: «Понял? – Объясни!» В процессе объяснения своей задачи сотрудником очень важно задавать открытые вопросы: «Как ты это будешь делать?», «Для чего это надо?», «С чем это связано?» Так вы сможете отследить все нестыковки, возникшие в момент передачи-приема информации. Страшилка «Чем они там вообще занимаются?!», или как оценить реальную загрузку командыОдно из самых больших опасений руководителя: без личного присутствия и контроля сотрудники вместо работы устроят зажигательное пати. Скажу честно, мне доводилось видеть как очень неспешные процессы в головных офисах при кипящей работе в филиалах, так и расслабленное состояние в филиалах, когда в центральном офисе все работали как пчелки. Я глубоко убеждена, что отношение к работе и скорость выполнения задач зависят не от того, где и под чьим взором сидит сотрудник, а от выстроенных процессов и мотивации. Для того, чтобы занятость команды была «как на ладони», я рекомендую вводить списание затраченного времени на каждую задачу так, чтобы в конце дня сумма трудозатрат сложилась в рабочий день. Неважно, будет ли это строго 8 часов или какое-то произвольное время, принятое за продолжительность рабочего дня в вашей команде. Отчет по времени должен быть обязательным для каждого в команде, независимо от местоположения. Помимо достижения прозрачности ежедневной загрузки сотрудников вы сможете анализировать реальные трудозатраты по периодам/видам работ, что в итоге упростит планирование, а также позволит оптимизировать процессы. Если вы не работаете по agile, и в вашей работе нет регулярных встреч/созвонов – введите их. Поверьте, регулярный обмен планами и результатами очень сильно дисциплинирует. Варианты организации: большой общий созвон раз в неделю с фиксацией планов на текущую неделю и план-фактным анализом за прошедшую, ежедневный созвон в таком же формате или что-то иное на ваш выбор. Проблема «Кто все эти люди?», или вопрос командообразованияПоговорим о том, каким образом можно сформировать единую команду как из тестировщиков, так и из членов проектной группы в целом. В обоих случаях у тех частей коллектива, которые объединены по территориальному признаку, может возникнуть иллюзия «не вижу – значит, не существует» (или в более мягком варианте – «не вижу – значит, взаимодействие не в приоритете»). Особенно остро проблема встает в том случае, когда большая часть специалистов работает в одном месте, и лишь некоторые – отдаленно. Здесь важно правильно выстроить коммуникации и систему обратной связи. Предлагаю несколько правил:
Проблема «Потеря бойца», или как нанять и подготовить сотрудникаЧто необходимо учесть при приеме на работу нового сотрудника? Во-первых, проводите собеседование в формате видеозвонка. Это позволит вам с кандидатом воспринимать друг друга реальнее. Не беда, если кандидат не может использовать камеру, – включайте свою. Во-вторых, даже если вы привыкли давать тестовые задания в режиме реального времени, высылайте их заранее, а на собеседовании проверяйте, «в теме» ли кандидат. Хорошим тоном будет наличие wiki с основными регламентами по трудовым отношениям: кому, в какие сроки и какие документы нужно предоставить при приеме на работу, в случае отпуска или болезни. Идеальным вариантом станет заготовленный план по дням на период погружения, охватывающий настройку окружения и экскурс в основной функционал с практическими заданиями. Один раз написанный план избавляет от большей части вопросов новичка сразу несколько специалистов. Проблема «Неученых – тьма», или как обучать распределенную командуВ нашей динамичной отрасли невозможно обойтись без постоянного повышения квалификации. Вновь отмечу: способность к обучению зависит не от вашей возможности поместить группу людей одновременно в один кабинет и провести с ними занятие, а от их мотивации учиться. Как можно обучать людей на расстоянии? Для небольших уроков по текущим задачам хороши форматы видеозвонков с презентацией или вебинаров. При их организации нужно учесть следующие моменты:
Обучение своими силами может быть организовано в любом формате: это могут быть еженедельные часовые встречи с назначенным спикером по горящим темам/лайфхакам или, например, time-to-time большие серьезные занятия, подготовленные узким специалистом (возможно – с домашними заданиями или итоговым анкетированием). Для более углубленного повышения квалификации подойдут онлайн-курсы, позволяющие принять участие в обучении из любой точки мира. Распределять или не распределять? Не вопрос!Итак, для того, чтобы построить слаженную распределенную команду с прозрачным управлением, необходимо:
Успех команды не зависит от географического расположения участников. Помните об этом и создайте свою распределенную суперкоманду! |