О чем спрашивать на собеседовании при подборе тестировщиков на проект |
07.07.2017 09:29 |
Автор: ведущий специалист по тестированию компании "Лаборатория качества" Виктория Юркевич Оригинальная публикация: http://quality-lab.ru/questions-to-ask-testers-at-a-job-interview/ Популярный в свое время лозунг «Кадры решают все!» актуален сейчас как никогда. И это неудивительно. Ранее в нашем блоге уже говорилось о том, сколько тестировщиков нужно проекту. В данной статье я приведу алгоритм, позволяющий оптимально прособеседовать кандидатов при подборе и получить ответы на важные для дальнейшей совместной работы вопросы. В каждом проекте существует определенный список требований к тестировщикам. Все хотят, чтобы команда состояла из опытных активных супер-специалистов широкого профиля (и конечно, с минимальными финансовыми запросами). Давайте все-таки будем реалистами! Для многих руководителей процесс собеседования кажется достаточно простым и сводится к одному – определить, подходит ли кандидат на должность. Безусловно, это самая важная задача, но помимо нее есть и другие: оставить положительное впечатление о компании у того, кто по каким-то причинам не подошел; мотивировать классного специалиста на работу; оценить предполагаемого кандидата с точки зрения его личных достоинств, навыков и потенциала. Как правило, все это нужно успеть сделать в процессе одного интервью. В этой статье вы не найдете перечней технического характера или вопросов на проверку логики и склада ума подбираемых тестировщиков. Я постараюсь составить алгоритм, который поможет вам учесть самую важную вещь: как найти не только специалиста, но и человека команды (то есть, человека, способного вписаться в команду и быть продуктивным не только за счет своего профессионального опыта, но и за счет личных качеств и особенностей). Как найти специалиста в команду? Подготовка к интервью с тестировщиком 1. Представить идеального кандидата. Пример идеального кандидата: мужчина или женщина около 30 лет, проактивный, целеустремленный, самостоятельный и организованный, опыт в тестировании от года. 2. Составить список качеств. Кликните на картинку, чтобы увеличить изображение Подготовив список, мы можем переходить к проведению интервью, не опасаясь упустить из виду что-то важное. Проведение интервью 1. Задать положительный тон беседе. 2. Рассказать о себе и о компании. Таким образом, обстоятельный доброжелательный рассказ повлечет за собой целый ряд положительных результатов:
3. Фиксировать/записывать ключевые и важные моменты разговора. Пример вопросов по критериям:
1. Для критерия «предприимчивость»: как вам удается выходить из сложных ситуаций? Как вы нашли первую работу? Как поступаете в неблагоприятных ситуациях? Как понять, подходим ли мы кандидату? Помимо выяснения информации о профессиональном опыте и чертах характера кандидата, важной частью процесса собеседования являются вопросы, которые расскажут нам об обучаемости, потенциале, мотивации и карьерных ожиданиях человека. Например:
1. Соискатель на данный момент является хорошим специалистом по тестированию, но хочет дальше развиваться как тест-менеджер и пробовать себя в управлении командой тестирования. Наша компания не сможет предложить ему такого роста в ближайшее время, т. к. у нас уже есть специалисты, подходящие для роли руководителя. Такие люди не задержатся в компании надолго, и не всегда этот вопрос можно решить при помощи увеличения зарплаты. О том, как избежать подобных недоразумений и выявить потенциал и желания сотрудника во время собеседования, мы и поговорим ниже. Потребность в обучении Учитывать этот фактор очень важно, т. к. одной из ключевых движущих сил в развитии человека является когнитивная потребность (потребность в получении новых умений и знаний). Стремление к познанию дает возможность человеку ставить перед собой цели и достигать новых результатов. Потребность в развитии заложена в нас самой природой и является актуальной как в личностном плане, так и в профессиональном развитии. Развитие и профессиональный рост сотрудников – одна из ключевых задач на начальном этапе взаимодействия. Существует множество примеров как компаний с хорошо развитыми структурами, отвечающими за обучение и рост персонала, так и организаций, в которых этим вопросам внимание не уделяется. Выяснить, насколько человеку интересно развитие и обучение, можно с помощью следующих вопросов:
Как узнать истинную мотивацию и ожидания? Случается, что наш «идеальный» сотрудник через какое-то время начинает терять интерес к работе и, соответственно, показывать не лучшие результаты. Для исключения подобной ситуации нам нужно определить истинную мотивацию и ожидания человека во время собеседования и понять, сможем ли мы соответствовать этим ожиданиям. Мечта многих специалистов – вертикальный рост и построение успешной карьеры. Практически каждый целеустремленный специалист, устраивающийся на ту или иную работу, задумывается о своих карьерных перспективах. В рамках собеседования нам важно понять амбиции и устремления соискателя. На первых этапах карьеры специалисту полезно развиваться по горизонтали: в этом случае он многому учится, многое видит и может в какой-то момент начать вертикальный рост именно в той категории, которую выбрал. К примеру, поработав функциональным тестировщиком и получив опыт в автоматизации и нагрузке, сотрудник может начать восхождение по карьерной лестнице: у него есть шанс стать хорошим руководителем в будущем, поскольку он имеет навыки работы в ряде низовых структур. При проведении собеседования эти моменты важно донести до кандидата для понимания им перспектив и способов карьерного роста в рамках компании. Ориентировочный список вопросов для определения карьерных ожиданий:
Рассмотрим следующий случай. Итак, мы тщательно отбираем людей, с которыми нам предстоит работать, качественно обучаем их в соответствии с корпоративными правилами, ставим конкретные цели и задачи и обеспечиваем всеми необходимыми ресурсами. В какой-то момент приходит понимание: что-то идет не так, что-то не работает. Причиной проблемы может служить просчет на стадии собеседования: мы не определили единство понимания целей сотрудника и компании. Некоторые руководители даже не подозревают, что у сотрудников есть свои собственные цели. Но не следует упускать из внимания то, что мы взаимодействуем с живыми людьми: это делает нашу работу гораздо сложнее, но интереснее. Сложившаяся деловая культура в своих самых жестких проявлениях не позволяет соискателям открыто высказывать свои цели, чаяния и надежды. По умолчанию подразумевается, что все они ждут от работы достойной оплаты труда, социального пакета, дружной команды, профессионального успеха, карьерного роста («у нас же хорошая компания, а хорошая компания при публикации вакансий предлагает именно это»). Но вот чего хочет конкретный сотрудник? Нужно ли об этом знать руководителю? И как определить это во время собеседования? Взять и прямо спросить: «Чего ты ждешь, Николай Никифорович, от нашей компании, от коллег и от меня, твоего будущего руководителя?» Скорее всего, соискатель растеряется и ничего не ответит. А если не спросить вообще, то даже в случае принятия в нашу компанию этот Николай Никифорович так и будет почти вхолостую прожигать свой большой профессиональный потенциал и стараться выполнить поставленные задачи. Возможно, он справится с ними, но какой ценой? Сколько ресурсов будет потрачено зря? Какой уровень стресса будет у сотрудника? Как быстро он выгорит? Определить единство понимания целей не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала нам нужно сформулировать цели нашей компании: куда она стремится и как развивается? Только после этого мы сможем сравнить их с целями соискателя. Пример вопросов для выявления целей соискателя:
Что делать после собеседования? Мы нашли человека, которого искали. На собеседовании казалось, что кандидат настолько хочет работать, что «горы готов свернуть». Но буквально через месяц после трудоустройства от энтузиазма сотрудника не остается и следа, будто бы весь его интерес к работе просто потух. Почему так происходит? Причина этой проблемы – незнание истинной мотивации кандидата. Работодатели стремятся замотивировать своих сотрудников как материально (KPI, премии, бонусы и т. д.), так и нематериально (признание, нахождение на доске почета и т. д.). Мотив – это то, что вызывает активность в чем-либо и побуждает человека к деятельности. Любая поведенческая активность сотрудника мотивирована, а для того, чтобы мотивация работала, человеку нужно связать цель, к которой он стремится, с личностными ценностями. Чем более значимы ценности, чем сильнее они эмоционально насыщены – тем интенсивнее будет соответствующий мотив. Чем с большим количеством личностных ценностей удается связать будущий результат действий, тем больше внутренних источников будет подпитывать энергию мотивации. Еще на этапе интервью нужно выявить желания потенциального сотрудника – и тогда руководитель будет избавлен от многих проблем. Пример вопросов для выявления мотивации соискателя:
Вывод Можно долго рассуждать о том, каким образом нужно проводить собеседование тестировщиков. В статье я намеренно опустила все профессиональные вопросы – ведь вы сами лучше меня представляете, что именно должен уметь тестировщик для работы на вашем проекте. Но я озвучила те нюансы, про которые специалисты нередко забывают при проведении собеседования. Из-за реалий современного темпа жизни мы часто упускаем многие важные вопросы. Процесс поиска становится похожим на конвейер по отбору работников с конкретными параметрами. Давайте же не забывать, что в первую очередь мы берем в компанию не специалиста, а ЧЕЛОВЕКА и СОРАТНИКА. |