Разработка и пользователи: по одну сторону баррикад |
20.05.2009 12:26 |
Автор: Руколь Наталья Пролог, или история разработки новейшего продукта ХХХЯнварь, Стадия проектирования: Бизнес-аналитик: нам обязательно нужны и GUI и веб-интерфейс, потому что это атрибуты всех современных серьёзных приложений Март, Разработка Архитектор: мы будем писать наше приложение на Java и ActiveX, потому что они scalable. Сентябрь, Тестирование Тестировщик: я настаиваю на том, что это критикал, потому что программа падает при нажатии на эту кнопку всего шестнадцать раз подряд! Декабрь, Эксплуатация Пользователь: очень симпатичный калькулятор, но я не понимаю, как им пользоваться? Если ничто из вышеперечисленного диалога Вам не знакомо – видимо, Вы не участвовали в разработке софта . Создавая программный продукт, каждый участник проектной команды подходит к нему со своей стороны. Бизнес-аналитик сверяет функционал с конкурентами и увлечённо ставит галочки напротив уникальных на рынке «фич». Разработчики создают масштабируемую систему, используя максимально современные средства разработки. Тестировщики, прочитав о граничных значениях, тестируют продукт на корректность работы с паролем длиной 254 символа. И только после выхода программного продукта «в свет» становится известна реакция пользователя. Вероятность выпуска успешного продукта в таком случае – ровно 50%. «- Какова вероятность встретить крокодила днём на Красной площади? О чём же так часто забывают разработчики ПО? О Пользователе! Насколько важен для пользователя функционал, ради добавления галочки о котором был на 2 недели задержан релиз? Оценит ли пользователь использованную среду разработки, увеличившую размер дистрибутива в 3 раза? Использует ли пользователь пароль длиной 254 символа? Возможно, эти вопросы в данном контексте покажутся чисто риторическими, однако это не совсем так. Не задав эти вопросы, узнать ответы невозможно. Догадки – самый короткий путь к ошибке. 2 года назад я участвовала в релизе крупного продукта в одной небезызвестной компании. Мы на 3 недели задержали релиз, внося новый и, как казалось нашему бизнес-аналитику, необходимый функционал. После релиза выяснилось, что его никто не стал использовать, а наибольшее число обращений в техподдержку вызвала проблема, выявленная нами задолго до выпуска продукта. В баг-трекере она имела критичность 2 по 5-балльной шкале. Именно тогда я поняла, почему у Microsoft 25(ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ) лабораторий Usability. Пользователи – это Целевая Аудитория Вашего продукта. Именно они определяют «что такое хорошо и что такое плохо». И только зная их предпочтения, можно гарантированно выпустить продукт, имеющий успех на рынке и пользующийся спросом. Когда я говорю о знании пользовательских предпочтений, я имею в виду ментальную модель пользователя, формирование которой детально разбирается на тренинге «От тестирования к качеству». Что же такое ментальная модель пользователя? Это Портрет Вашей целевой аудитории. Изначально этот термин зародился в области удобства использования интерфейсов (UI Usability), но играет не меньшую роль и в разработке функционала Вашего продукта. Не вдаваясь в детали, ментальную модель пользователя можно разбить на 3 области ответов:
Ответы на эти три, казалось бы, элементарных вопроса, получить не так-то просто, потому что:
Но игра стоит свеч! Создание ментальной модели пользователя окупится сполна. Ниже – далеко не полный список бенефитов от создания модели:
Не попробуешь – не узнаешь К сожалению (или к счастью), знания без опыта – пустые слова. Поэтому единственный способ проверить эффективность создания ментальной модели и ориентации на требования пользователя – это по-про-бо-вать! Предупреждаю заранее, это не легко! Потребуется усердие как в поиске путей создания модели, так и в аргументации своих действий другим участникам процесса, включая руководство. Но помимо необходимости в усилиях, гарантирую как интерес от процесса, так и неоценимый результат! Поэтому - но пасаран!
Обсудить в форумеTags: |