Что пишут в блогах

Подписаться

Онлайн-тренинги

Конференции

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Про инструменты

Лучшие вакансии

.
Как стать Профессионалом?
06.10.2008 10:37

Автор: Ростислав Борук

Я всегда обращаю внимание на то, что говорят люди о своих коллегах. На собеседовании я всегда спрашиваю о том, в какой команде интересно работать человеку. Чаще других я слышу ответ — в команде настоящих профессионалов. Мы всегда говорим, что хотим работать в кругу профессионалов. Чтобы рядом были профессионалы. Чтобы можно было учиться у них. Чтобы они подсказывали и помогали нам. Такие себе палочки-выручалочки-обучалочки. Но, к сожалению, когда начинаешь спрашивать, «.. а кто по вашему является профессионалом?..», натыкаешься на общие фразы, за которыми никого не найдешь. Так кто же они эти профессионалы?

Кто он Профессионал?

Мне всегда импонировало слово профессионал. В начале карьерного пути под ним я понимал всеобъемлющие знания и умения человека в какой-то области. На протяжении своей профессиональной карьеры, я не раз был участником или слушателем споров о том, кто же такой настоящий профессионал. Одни говорили, что это самодостаточный специалист, который может все от начала и до конца. Другие говорили, что это человек, который знает только свою узкую полоску работы, но знает ее на все 100%. Увидеть кого-то, кто подходит под эти описания, к сожалению, до сих пор не доводилось. Может потому что слишком размытые условия профессионализма, может, потому что не там смотрел, а может, потому что невозможно знать все. Как бы там ни было, со временем сформировалось свое мнение относительно профессионализма. Основано оно на личном жизненном опыте и на анализе работ, которые приходится выполнять, находясь на различных должностях.

Нравится / не нравится

Проводя анализ того, почему одни достигают результатов, а другие так и сидят на одном месте, можно увидеть, что подавляющему большинству не всегда нравится то, чем им приходится заниматься, частично или полностью. Я намеренно подчеркнул «нравится». Большинство людей не любят делать то, что им скучно, не получается, что на их взгляд не дает развития. Сгущает краски еще и тот факт, что когда людям говоришь, что им надо это сделать они начинают доказывать что это не интересно, нудно, а некоторые еще и рассказывают, как надо сделать так, что бы больше не заниматься «нудной работой». Если у людей есть идеи по изменению/улучшению процесса, в котором мы работаем, их всегда надо выслушать, прежде чем окончательно сформулировать задачу, которая не подлежит обсуждению. К сожалению, улучшений значительно меньше чем изменений.

Матрица соответствия

Каждая работа, без исключения, имеет свои интересные и рутинные составляющие. У каждого человека есть свое мнение о рутине. Накладывая составляющие работ на личное мнение, мы получаем некую матрицу соответствия человека конкретной работе. Что-то полностью совпадает, что-то находится «в рамках терпимого», что-то выходит за нормальные пределы. В большинстве своем люди работают там, где у них есть больше соответствия по первым двум пунктам, а именно полностью либо в рамках допустимого. Однако нет ни одной работы, в которой все нравится. Везде и всегда есть часть того, что не получается, не интересно, надоело и т.д. Что же тогда делать? И вот тут, на мой взгляд, проявляются настоящие профессионалы.

Рассмотрим пример

Не раз приходилось сталкиваться со словами коллег: «Я перерос ту работу, которой занимаюсь» или «Да сколько можно, я уже все здесь знаю». На такие высказывания я всегда смотрю с долей определенного недоверия. Возьмем пример без привязки к конкретному проекту.

Диалог начинается со слов:

«А в чем именно заключается твоя работа?».

Следует ответ, например: «Пишу тестовую документацию и выполняю тестирование по разработанным тестовым сценариям».

Следующий вопрос: «И ты действительно умеешь писать тестовую документацию настолько хорошо, что бы заявлять, что ты все уже тут знаешь?»

В большинстве своем ответ: «Я имею ввиду, что я знаю все в проекте».

Дальше идет наводящая фраза: «Тогда у тебя есть замечательная возможность оттачивать свое мастерство в написании документации».

На этом можно остановиться и проанализировать, почему так происходит? Почему люди жалуются на усталость от проекта или однообразие, когда вокруг есть очень много работы для совершенствования?

Думаем объемно

Вывод, который можно сделать — люди не думают объемно. Большинство специалистов, особенно молодых, думают плоско. У них одна задача — красиво сделать проект. Задача, сама по себе, замечательная. Работодатель только поблагодарит за такой настрой. Но ведь это не все. На работе надо не только работать, но и учиться…

Надо думать объемно, в трех измерениях: 1. Проект; 2. Профессиональное развитие; 3. Карьерный рост. Если думать не только о конечном результате своей работы, хотя для руководства именно это и есть показатель твоего уровня, а еще дальше, тогда начинаешь понимать что и зачем ты делаешь. Отсюда встает вопрос, как добиться поставленной цели? Уже не думаешь о рутине или нравится / не нравится. Безусловно, есть профессионалы, которые мыслят только в двух измерениях. Их не интересует карьерный рост. Они хотят работать и совершенствоваться именно там, где они есть. Это ни в коем случае не умаляет их профессиональных качеств. Они являются такими же профессионалами, как и те, кто растет карьерно.

Проецируем объем на плоскость

Попробуем переложить эти разные направления развития профессионала на рабочую плоскость. 1. Работа в проекте — как правило, это и есть самая рутинная часть. После 1-2 месяцев проект перестает интересовать так, как это было в начале. А через 6-9 месяцев и вовсе начинает надоедать. Это реалии жизни. Пытливый ум не может долго выполнять одинаковый набор действий. 2. Профессиональное развитие — это то, что должно помочь человеку не обращать внимания на все негативные стороны проекта. 3. Карьерный рост — это то, что заставляет человека развиваться профессионально. Что мы получаем в результате? Нечто в виде замкнутого круга, где каждый следующий компонент является опорой для разработки предыдущего.

Еще глубже, еще шире

Что бы закончить целостность картины, необходимо это все спроецировать на очень важную плоскость — время. Наш круг превращается в спираль, которая тянется во времени.

Кто он — Профессионал?

Вот мы и вернулись к исходной точке. Подытожив, можно сформулировать одним предложением кто он профессионал — человек, который добросовестно выполняет свои обязанности, постоянно развивается и заслуженно занимает свою позицию. Вот таких людей встречал, наверняка, каждый. Стать таким человеком гораздо труднее, чем понять, как стать профессионалом. Но, несомненно одно, если вы для себя определили, «кто он — Профессионал?», то это уже первый шаг по спирали профессиональной жизни.