Ну, для корпорации я и сам написал бы istqb-like-мануал, но в учебном классе все равно учил бы так, как надо :)
Давайте говорить о принципиальных решениях задачи "как и чему учить начинающих". Все мои претензии именно в этом плане роятся.
Программа ISTQB, которая предполагает учить новичков, строится на следующих уровнях:
Уровень 1: Запомнить.
Уровень 2: Понять.
Уровень 3: Применить.
Уровень 4: Анализировать.
Имхо, это неправильно для обучения начинающих. Взрослым - ок. Но начинающим надо сперва ПОНЯТЬ.
А чтобы понять, надо сперва ПОЩУПАТЬ.
А чтобы пощупать, надо сперва ДОГАДАТЬСЯ о том, что "в ящике есть что-то полезное".
А чтобы догадаться, надо сперва НАЧАТЬ ПОИСК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.
А чтобы искать, надо сперва столкнуться с ЗАДАЧЕЙ, которая требует решения.
Это сильная, проверенная веками система обучения начинающих. Вот только ообучение в этой системе — личностное, и результат такого обучения может оценить только мастер. Оценок в этой системе нет. Сроков обучения тоже нет — изучай себя и свои возможности, сравнивай, пробуй, вызывай на бой других учеников, затирай синяки и продолжай изучать границы своих возможностей. Экзамены достаточно простые — побей мастера. Не сумел — иди учись дальше. Решил, что мастера побить в принципе невозможно — пошел нафиг, бо ты дурак. Подумал и понял, как можно побить мастера — молодец, стал мастером.
Про альтернативный опыт:
я пошел именно по этому пути. Обучение в группах — редкость, раза два в год, когда надо готовить группу новичков, из которых впоследствии только 60% получат офферы. В течение всего года обучение индивидуальное и личностное с каждым нашим тестировщиком. Иногда они пересекаются, и в течение дня у меня могут случиться по два митинга на одну и ту же тему :)
Вкратце: у меня есть план обучения для двух уровней, условно Junior и Middle. "Студент" работает на проектах, как обычно. Когда у него есть время — назначает мне митинг на очередную тему из плана, по которому он сейчас "проходит". Таким образом кто-то учится быстро, кто-то медленно, кто-то вообще выпадает со временем. Но важнее то, что обучение происходит каждый раз в тот момент, когда ученик к этому готов. И разговоры получаются всегда личностными.
Моя задача — объяснить и проверить, понятно ли объяснение. Получается сплав из разговоров, наблюдений, повторов (если надо), поиска наиболее объясняющих образов и упражнений — у каждого своё. До чего дошло — темы, которые я когда-то объяснял на протяжении часа, теперь могу объяснить за 20 минут, бо лишнее отсеялось, практика оставила только самую суть. Итого — объясняю быстро и точно, и давай делать упражнения. И еще упражнения. Только через упражнения я вижу, было ли понятно то, о чем я говорил. На выходе всегда выпускаю ученика, который не только понимает, но и умеет (упражнения же).
Оценки: я их не ставлю нигде и никому. Поначалу менеджеры это очень просили, даже таблицу подсовывали, мол, давай оценивать успеваемость. Но это лишнее. Оценочность у нас происходит раз в полгода, когда затевается очередной performance review по всей компании. Оценку крутости каждого тестировщика делают его и окружающие, и тим-лиды (что важнее). Тим-лид точнее может сказать, стал ли тестировщик за прошедший период сильнее\умнее\веселее\понятливее.
Генералам нужны армии, которые состоят из обычных юнитов, а не из богатырей-ниндзя. И конечно, армии нужна система общей подготовки. Но не ISTQB же! :) ISTQB - это для школы офицеров. Это изучение приемов фортификации (и для обороны, и для взятия неприступной крепости Измаил), это изучение принципов построения войск в разных обстоятельствах. Это не для юнитов, которым на поле боя жить всего три минуты.
Блэк и сподвижники затеяли правильную и нужную систематизацию и каталогизацию информации о всех аспектах, из которых складывается тестирование, и постарались сделать систему, по которой можно знания квантовать на малые доли и оценивать. Но они сделали "Университет", если угодно, со всеми понятными преимуществами и последствиями. Там учат ЗНАТЬ. А начинающих тестировщиков надо учить ДЕЛАТЬ.
Начинающие, которые учатся по канонам ISTQB, в какой-то момент приходят к ощущению "Я не согласен, я не понимаю, я фигею, но чтобы получить сертификат, мне надо согласиться и принять все как есть, не особо рассуждая, поэтому ладно...". В контексте обучения новичков — это ужасно. Канер по этому поводу вообще хорошо сказал:
"ISTQB creates syllabi and exams that can be graded in a standardized way. Prep courses help students prepare for an exam that will be graded in a standardized way. This leaves less room for variation that reflects personal judgment.
I can respect this as exam preparation. However, many testers take only a few courses. If what they get is simplified and disambiguated, in my view, they are learning the wrong lessons about a field that relies (in my view) intensely on individual judgment".
Вот если взрослый дядька берет все тексты ISTQB и читает их, и местами просветляется, местами негодует, местами орёт от возмущения, а местами мычит от "ыыы, чего ж я раньше не додумался..." — вот это хорошо, это правильно.
Вот если уже взрослый дядька\тётька читает силлабус, и распознаёт, и понимает, что и почему в каких контекстах применимо, тогда ок. Взрослый дядька вообще понимает, что общая канва, которая прослеживается в ISTQB, относится к подходам, которые уже можно характеризовать как "Да пусть они скорее отомрут, сикока можно-то!". Дайте тестировщикам требования, дайте тестировщикам время, дайте тестировщикам ресурсы, и они дадут вам тест-кейсы... Это же Factory school, если этот канеровский термин будет принят. Это жесткач! Это же пресловутое "тестирование принтеров" из трудов Канера Фолка и Нгуена, на которое анадысь Роман Савин жаловался, дескать, фу, засыпаю. Конечно, засыпаю. Это же основы всех сферических велосипедов в вакууме! Но мне кажется невозможным становление мастера, который не изучает основы.
Материалы ISTQB вообще хороши на адвансед уровнях (не для детей). В сфере тест-дизайна их материалы вообще прекрасны, рекомендую каждому тестировщику таки врубиться в тест-дизайн не по блогам, и не ныть, что "в проекте не хватает времени, и вообще, никто же не просит делать этот pairwise". Конечно, не просят. Чистить зубы по утрам тоже никто не просит. Но до адвансед уровней кто доходит? Кто вообще берется за учебу, если в финале не светится вывеска "Тута сертификат дают! Бабла дадут! Тайтл дадут!"?
Посему, учить новичков сразу по ISTQB — нехорошо это :)
К слову, у программистов картинка с сертификациями несколько иная - http://www.nh.lv/it/...ru/519/681/692/