Я категорический противник такого "традиционалистского" подхода, при котором исполнители не понимают причин того, почему им нужно делать именно так, а не иначе. Уж лучше разброд и шатание.Просто в этой деятельности может быть задействована целая команда, а отдельно ызятый человек - просто один из исполнителей. Вот тут кто-то действует, потому что "он так решил", а другие - "потому что так сказали". Иначе будет разброд и шатание.Но меня всегда напрягает, если на вопрос "почему используете этот инструмент" я получаю ответ "мне так сказали".
В углу клетки висит приманка. Но брать ее нельзя. Если какая-то обезьяна берет приманку, всех обезьян в вольере окатывают холодной водой из брандспойта. Это очень неприятно, обезьяны не любят подобных вещей. Вскоре все обезьяны в вольере усваивают это нехитрое правило, и в дальний угол за приманкой больше никто не ходит.
Затем часть обезьян в клетке меняют. И когда новички пытаются снять злополучный банан, к ним тут же подлетают старожилы и оттаскивают от банана. Те понимают, что пищу в дальнем углу брать нельзя. Затем экспериментаторы перестают лить воду - просто потому, что никто на провокационную приманку уже никто не покушается. И после этого люди заменяют вторую часть стаи, старожилов - всех, кто помнил и на себе испытывал леденящий из-за нарушения табу. Теперь старожилами становились уже бывшие новички - те, кто знал, что снимать приманку нельзя, но на себе душ не испытывал. И уже они начали учить новичков, когда тем хотелось сорвать запретный плод.
Через несколько замен в вольере сменилось уже несколько "поколений" обезьян. И каждый раз старожилы учат вновь прибывщих правилам поведения. Уже давно никого не обливают водой, уже трудно "объяснить", почему в том углу нельзя брать приманку, уже никто из живущих не знает первых обезьян, которых действительно обливали. Почему же из поколения в поколение вновь и вновь транслируется пустое табу?
Ответ: "Здесь так принято".
http://www.truemoral.ru/up_4.html
(говорят, что этот опыт проводился в Сухумском обезьяньем питомнике, но "официального" описания я не видел, поэтому предлагаю поверить Никонову)