Критерии приемки или требования к творческим продуктам
#1
Отправлено 13 августа 2009 - 11:48
Недавно, один мой старый друг описывал мне проблемы, которые возникали и продолжают возникать у них в компании, в процессе работы над интернет проектами (созданием сайтов). При описании одной из них, я задумался и не смог придумать решение. Выношу проблему на общее обсуждение заинтересовавшихся.
Дано:
Есть компания, которая занимается созданием сайтов с нуля и под ключ. В этой компании, на многих проектах возникает следующая проблема. При попытке сдать дизайн сайта Заказчик говорит: "Все хорошо, но вот тут бы подправить...", ну, и как вы понимаете, таких итераций возникает большое количество, а время дизайнера необходимо оплачивать. Если контракт T&M, то все более-менее хорошо, иначе-плачевно. Получается, с одной стороны время дизайнера, перерасход которого никто оплачивать не собирается, с другой стороны перспектива получить деньги за последующие этапы (дизайн, как правило один из первых этапов). При этом бриф для дизайнера, функциональное задание и ТЗ пишется и утверждается, и эскизы, показываемые Заказчику им соответствуют. Так, что не сказать, что проблема от каши в голове, но ведь можно под один бриф подобрать тысячи вариантов дизайна. Вот и мучается человек, в попытках удовлетворить Заказчика.
Мне кажется, проблема тут кроется в том, что для дизайна подобрать четкие критерии приемки проблематично.
Вопрос:Как же быть? На текущий момент компания фиксирует итерации или сроки на дизайн или количество эскизов, но ведь это не факт, что повышает удовлетворенность Заказчика. А хотелось бы и дизайн, удовлетворяющий клиента получить и по деньгам не просесть.
Коллеги, кто сталкивался с проблемой и решил ее - напишите, пожалуйста. Кто не сталкивался, но имеет идеи - все равно напишите, возможно здесь мы решение и найдем.
Всем спасибо,
Алексей
#2
Отправлено 13 августа 2009 - 12:07
И оплачивать это время должен заказчик. Если нет - работодатель дизайнера. Поэтому перекладываем на клиента.Есть компания, которая занимается созданием сайтов с нуля и под ключ. В этой компании, на многих проектах возникает следующая проблема. При попытке сдать дизайн сайта Заказчик говорит: "Все хорошо, но вот тут бы подправить...", ну, и как вы понимаете, таких итераций возникает большое количество, а время дизайнера необходимо оплачивать.
С клиентом делать так: вот этапы. Если этап дизайна не завершен - дальше не двигаемся. Ибо будет больно. Если этап дизайна завершен, и принялись воплощать, то пока не завершим кодирование - дальше не двигаемся. Ибо будет еще больнее.
Каждому этапу назначаются временные сроки, во время которых что-то делается, обсуждается, делается... Если и мы и клиент укладываемся в сроки - все ок. Если нет - один час работы стоит столько-то. Все переделки, любой каприз - за ваши деньги. Все ошибки, недосмотры и ляпы - за наши деньги.
У вас еще хорошо, что проблема с дизайном появляется ДО кодирования. У меня были случаи "да, сайт готов, и все промежуточные этапы нами утверждены, но нам сайт не нравится. Вертайте деньги взад". Ничего смешного в этом нет :( Уловить неадекватность клиента до этого момента было невозможно. Хотя чего там... С самого начала было все странно - делайте быстро, делайте срочно, как именно - не знаю, решайте сами, покажите мне того, кто делает этот сайт, не надо мне рассказывать, что у вас кто-то делает дизайн, а кто-то верстает... И была нужда в деньгах у фирмы, это бывает часто. Директор рискнул и проиграл.
Да, и задание дизайнеру должно быть максимально творческим. Например, сайт должен быть выполнен в такой-то цветовой гамме потому, что -причина-, а не "цветовая гамма состоит из #ffffff + #e3ee32 + #ccffff". Наполнение сайта контентом - такое-то (должно быть подготовлено до дизайна или же одновременно с ним). Меню - такое-то, по таким-то причинам... Иначе
И еще - с клиентами, которые говорят "делайте до тех пор, пока я не скажу YES!" работать нельзя. Даже если очень хочется или надо.
Software Testing Glossary - простыми словами о непростых словах.
#3
Отправлено 13 августа 2009 - 12:25
#4
Отправлено 13 августа 2009 - 13:28
Затруднительно определить критерии дизайна, ибо есть затруднение с определением самого термина "дизайн".Может если бы была возможность выбрать критерии для дизайна, то все было бы ок?
Особенное если речь идет о сайтостроении, а не о проектировании каких-то специализированных систем.
Software Testing Glossary - простыми словами о непростых словах.
#5
Отправлено 14 августа 2009 - 06:17
#6
Отправлено 14 августа 2009 - 06:56
По поводу термина "дизайн". Взял определение из словаря: (от англ. design - замысел - проект, чертеж, рисунок), термин,обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование.
Если осталось что-то неясным, можно поискать по энцеклопедическому словарю. Предлагаю для толкования неясных терминов использовать его, например на сайте evoc.ru.
#7
Отправлено 14 августа 2009 - 09:10
Если вы мне предложите контракт, в котором написано, что разработка дизайна сайта = 300 уе, и будет приписка: "дизайн" (от англ. design - замысел - проект, чертеж, рисунок), термин,обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование, я все равно буду ориентироваться по "нравится - не нравится", а вы мне тут голову морочите.
Как совместить "нравится-не равится" с "формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды"?
Поэтому я сказал, что бриф должен быть максимально творческим, без особой детализации. Дизайнеру должны сказать, чего ожидается увидеть в очень общих терминах, даже - в эмоциональных терминах. (Внимание! "Дизайн должен побуждать совершить покупку" - это не эмоционально).
Дизайнер должен знать, что сайт предназначен для КОГО?, и должен оторажать КАКОЕ? настроение. Также важно, в какое время суток будет посещаться сайт. И что аналогичные варианты, которые клиент считает "отличными", находятся ТАМ-ТО. Дизайнер также должен знать, что картинка на экране монитора не балансирует между четырьмя углами экрана, а пролистывается, и должен учесть "линию сгиба". И что на разных мониторах будут разные оттенки цвета...
Как именно он сделает все по итогам этой информации - его вопрос. И свой выбор дизайнер будет "защищать" самостоятельно, ибо он сдела то, что, по его мнению, наилучшим образом решает поставленную задачу.
И дизайнер должен быть адекватным.
А чтобы он не увлекался чистым художеством, существуют промежуточные этапы, на которых обсуждаются эскизы. Наметки. У него же тыща вариантов того, что и как сделать.
Проблема тут тоже мощная: то, что дизайнер рассматривает как скелет, раму, который можно повернуть изогнуть в любую сторону, его оценщик рассматривает промежуточный вариант как уже построенную сущность, увы.
Поэтому между ними должен быть менеджер-буфер. Который тоже разбирается в таких вопросах, а не только отчеты пишет.
Нельзя допускать клиента к компутеру дизайнера, а то начнется "а давайте попробуем тут другой цвет"... Если это произносится при обсуждениии эскиза - это нормально. А если это роизносится при открытом фотошопе - это к нервному срыву обеих сторон. Наблюдал такое неоднократно.
Software Testing Glossary - простыми словами о непростых словах.
#8
Отправлено 14 августа 2009 - 10:55
По поводу дизайна, то я имею ввиду именно графический дизайн сайта.
По поводу итераций - так и есть, вот только может так оказаться, что их будет очень много (если не фиксировать). Коллеги, поймите, цель не обвинить Заказчика в срыве сроков (пусть даже аргументировано). Цель - решить проблему. Т.е. заранее предпринять какие-то действия с тем, чтобы созданный эскиз сайта (и в дальнейшем, его графический дизайн) удовлетворил заказчика и при этом сам этап дизайна уложился в сроки и бюджет.
#9
Отправлено 14 августа 2009 - 14:46
Единственное примерно близкое решение - показать клиенту уже выполненные примеры АНАЛОГИЧНОГО дизайна. Тогда можно примерно рассчитывать на положительный результат. Всего лишь.Цель - решить проблему. Т.е. заранее предпринять какие-то действия с тем, чтобы созданный эскиз сайта (и в дальнейшем, его графический дизайн) удовлетворил заказчика и при этом сам этап дизайна уложился в сроки и бюджет.
Давайте еще раз: если вы делаете общепотребительские сайты, а не специализированные системы, которые будут использоваться в сугубо пределенных целях, то попытки устаканить "что такое дизайн и как его оценивать" - бесплодны.
Software Testing Glossary - простыми словами о непростых словах.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных