Чему можно научиться, став работать тестировщиком
#1
Отправлено 02 мая 2005 - 12:10
Очередное интервью на позицию тестировщика. Разговор в процессе собеседования перетек к фазе - а что компания может предложить в смысле профессионального развития и роста тестировщику, который видит себя через год-два НЕ как руководитель группы тестировщиков, а хочет расти именно в профессиональном направлении. Чему человек научится, придя работать с нуля, и проработав тестировщиком в компании, скажем, год-два. Если он уйдет через два года на другое место работы, что из полученных знаний он сможет там применить? Предлагаю поговорить о том внутреннем обучении, через которое проходят тестировщики, приходя на новое место работы.
Как получается у нас - если приходит человек с нулевыми знаниями о тестировании вообще, ему дается некоторая вводная информация, достаточно общего характера. Возможно, он почитает форумы-блоги и книги по тестированию, но в целом степень его погружения в теорию зависит от наличия времени. Если некоторые знания о тестировании имеются - сразу переходит к изучению принятых в компании процедур работы, знакомится с применяемыми шаблонами документации, читает спецификации на тестируемые системы, осваивает инструментарий. Дополнительно - поскольку разрабатываемый продукт специфичен и знания по этой области бизнеса практически недоступны, проходит внутренний тренинг по бизнесу.
Если на все это посмотреть - получается, что меняя работу, почти ничего из этого набора нельзя использовать на другом месте работы, кроме теоретических знаний о том, как все “должно быть”. Инструменты, процедуры и шаблоны документации, скорее всего, будут другими. Тестируемые системы тоже. :) Что же остается на практике? Остается навык анализа систем, навык определения - что важно и что не слишком (время, всегда время, которого не хватает), опыт создания выборки базовых кейсов, ну и накатанный взгляд на систему со стороны пользователя (если говорить о "черном ящике"). А также некоторый кругозор в профессиональной области, набранный за счет самостоятельной работы и общения в профессиональной среде. Сюда я включаю знание о месте процесса тестирования в цикле разработки, о том, что должно быть на входе-выходе в процедуру тестирования, информированность о том, чем занимаются коллеги и какие разработки ведутся в области тестирования, ну и знание о существовании и области применения тех или иных инструментов тестирования.
И, чтобы топик содержал побольше фактуры, а не только служил цели - "а поговорить", вопросы к уважаемой аудитории, скорее, наверное, к тем людям, кто менял работу.
Расскажите, пожалуйста, было ли внутреннее обучение там, где вы работали, что туда входило, удавалось ли применить что-то из навыков на новой работе?
Считаете ли вы, что такое обучение работало на ваш профессиональный рост, и если да - каким образом, а если нет - то почему?
#2
Отправлено 03 мая 2005 - 02:41
Где-то было, где-то не было. Зависело от степени зрелости компании и понимания того, что деньги, инвестируемые в собственных сотрудников, окупятся.Расскажите, пожалуйста, было ли внутреннее обучение там, где вы работали,...
Опять же зависело от компании. Было, например, обучение очень узкоспециализированное, нацеленное на понимание специфики бизнеса, на который был расчитан разрабатываемый коробочный продукт. Было и обучение работе с конкретными продуктами, использовавшимися для автоматизации тестирования. Было и обучение с целью повышения квалификации для работы с новыми версиями продуктов, или, например, по общим техническим вопросам таким, как Oracle или J2EE.... что туда входило,...
Не все, но по большей части удавалось. Знания лишними не были, хотя возможно отчасти из-за того, что специализацию не менял....удавалось ли применить что-то из навыков на новой работе?
Безусловно работало - позволяло находить более интересную с профессиональной точки зрения и более высокооплачиваемую работу. Ну, естественно, не напрямую, а через применение полученных знаний непосредственно в процессе работы.Считаете ли вы, что такое обучение работало на ваш профессиональный рост, и если да - каким образом...
#3
Отправлено 04 мая 2005 - 10:12
Жаль, что так мало постов. :)
Сначала отвечу на Ваши вопросы.
Обучение в виде каких-либо курсов, покупки книг и периодики было везде.
Есстественно, помогало в будущем, и на том же месте, и в процессе поиска нового. Знания они никогда не лишние.
Теперь мои. :)
А Вам-то это зачем? Что бы было, чем ответить кандидату? Я бы спросил, а что он понимает под проф ростом, и чего соббсно хочет им добиться.
Обычно, опытные люди сами в состоянии оценить что они могут получить от будущего работодателя в этом плане и такой вопрос не стоит.
#4
Отправлено 04 мая 2005 - 11:26
Остапа, в смысле меня, понесло. :)Интересная тема.
Мне тоже, зато те что есть - информативные и уже наводят на некоторые размышления. Сейчас отвечу, потом изложу.Жаль, что так мало постов. :)
Не совсем. То есть иметь в запасе что ответить кандидату не помешает. Но сначала я бы хотела уяснить для себя, насколько наша практика внутреннего обучения похожа на, так сказать, общепринятую, и понять - что же все-таки из полученных в компании знаний обладает в глазах тестировщика профессиональным весом, что добавляет ему навыков, которые он может применять и дальше, пусть в другой компании, а что - нет. И тогда скорректировать само обучение.А Вам-то это зачем? Что бы было, чем ответить кандидату? Я бы спросил, а что он понимает под проф ростом, и чего соббсно хочет им добиться.
Обычно, опытные люди сами в состоянии оценить что они могут получить от будущего работодателя в этом плане и такой вопрос не стоит.
#5
Отправлено 04 мая 2005 - 11:36
вы оба ответили почти одинаково и завуалированно. :DСчитаете ли вы, что такое обучение работало на ваш профессиональный рост, и если да - каким образом...
Дима, а пример можно? А то я запуталась. Речь идет о кругозоре, в данной ситуации? Ну что-то вроде - знать, где стукнуть?Безусловно работало - позволяло находить более интересную с профессиональной точки зрения и более высокооплачиваемую работу. Ну, естественно, не напрямую, а через применение полученных знаний непосредственно в процессе работы.
Как именно помогало? Ок, возьмем знания инструментов. Какой практический смысл в знании функциональности и возможностей QuickTest Pro, если приходя на новое место работы, ты получишь в руки SilkTest? Назначение и цель использования инструмента может остаться прежней, но функциональность чуточку иная (пусть поправят спецы по SilkTest, если что - может, она существенно иная).Обучение в виде каких-либо курсов, покупки книг и периодики было везде.
Есстественно, помогало в будущем, и на том же месте, и в процессе поиска нового.
Хотелось бы эти самые знания, с одной стороны, сфокусировать на нуждах компании, а с другой - использовать так, чтобы человек чувствовал, что он востребован в профессиональной среде с этими знаниями, и его навыки остаются на приемлемом уровне, а не сужаются до досконального знания подфункциональности некой системы.Знания они никогда не лишние.
#6
Отправлено 04 мая 2005 - 12:09
Пример не совсем хороший. :) Ясно, что если я спец по КвикТесту, то буду искать работу с ним связанную. С другой стороны - если берут на работу, но плюс еще дают возможность освоить новый тул - это же здорово! :)Как именно помогало? Ок, возьмем знания инструментов. Какой практический смысл в знании функциональности и возможностей QuickTest Pro, если приходя на новое место работы, ты получишь в руки SilkTest? Назначение и цель использования инструмента может остаться прежней, но функциональность чуточку иная (пусть поправят спецы по SilkTest, если что - может, она существенно иная).
Мне кажется, выбор специализации - целиком на совести работника. Он должен сам анализировать, что востребовано и будет востребовано на рынке, а что - нет.
Если Вам требуется узкая специализация - то куда от этого денешься? Но можно работнику покупать книжки, посылать на курсы, чтобы он не выпадал из общего течения. Да и когда человек хочет "расти профессионально", работа ему не помешает. :)Хотелось бы эти самые знания, с одной стороны, сфокусировать на нуждах компании, а с другой - использовать так, чтобы человек чувствовал, что он востребован в профессиональной среде с этими знаниями, и его навыки остаются на приемлемом уровне, а не сужаются до досконального знания подфункциональности некой системы.
С другой стороны, есть вещи, без знаний которых человеку будет трудно у Вас работать и найти с такими навыками трудно. Тогда никуда не денешься - придется учить.
Тут само собой мы подходим еще и к вопросу компенсации. Т.е. если человек может учиться - это часть компенсации. И при решении Вашей ситуации Вам надо из этого и исходить. Все-таки работа - это эксплуатация профессиональных навыков работника, а не их повышение.
Грубо говоря, если человеку платят з пл раза в полтора больше чем на аналогичной позиции в другой компании, то - ничего, перенесет и "узкую специализацию". А если з пл не так конкурентна, то может придется и развлечь его курсами. :)
Ах да. Еще. В конце концов, обучение работника может быть и Вам полезно.
В жизни было достаточно случаев, когда натыкаясь в литературе на какой-нибудь случай, приходил к вводу, что он применим и к нам. Ну и применял. :)
#7
Отправлено 04 мая 2005 - 17:38
Кругозор тоже расширялся в процессе обучения, но в добавок к общим техническим знаниям были и более специализированные. Кстати, именно наличие таких специализированных знаний и привлекает, как правило, работодателей. Если говорить о каком-то конкретном примере, то, скажем, было у нас в свое время в ЛАНИТе обучение по Topaz (для тех, кто не в курсе, это application management platform у Mercury). В итоге эти знания, закрепленные на реальных практических примерах, позволили получить предложение перейти в Mercury US.Дима, а пример можно? А то я запуталась. Речь идет о кругозоре, в данной ситуации? Ну что-то вроде - знать, где стукнуть?
#8
Отправлено 05 мая 2005 - 06:38
Размышления были самые различные. К примеру, тестировщиков вокруг меня на тот момент не было в принципе, а потребность в них была абсолютно чёткая. Первый и довольно "толстый" плюс: если направление развивается, работать в нём перспективнее. Кроме того, если тестировщиков в принципе меньше, количественне, то это опять таки на руку мне: лучше быть одним из 10, чем одним из 100.
Длинная преамбула получилась, но это всё к тому, что и как обычно я рассказываю на собеседованиях соискателям.
Обучение: было, самое разное. От курсов и внутренних тренингов по парному программированию, до управления контрактами (пришлось разбираться с контрактом по линейке инструментов автоматизации: не буду рекламировать, что мы использовали, но это был Mercury). Внутри разброса тематики курсов были и узкоспециализированные: Advanced SQL и QTP. Были тренинги и по управлению проектами и рисками (начал перечислять и в очередной раз подумал, как же мне везло с работодателями!).
Что-то пригодилось на следующих работах безусловно, просто потому что с тем же SQL приходилось иметь дело постоянно, что-то помогает сейчас получить внутри компании интересные возможности. Насколько я сумел понять, работодатель, особенно если компания большая, всегда хочет приобрести не только специалиста, но и потенциал (и чем больше последний тем лучше). В потенциале на сотрудника, который пройдёт в компании через несколько проектов, можно рассчитывать в более крупных проектах. Для тестировщика, если есть задатки или конкретный опыт работы в смежных областях, а все мы работаем и с разработкой, и с постановкой, и с клиентом, особо везучим (тут я даже задумался брать ли слово в кавычки) получается и в процессы вникать, и в управление ресурсами/проектами.
Особенно, как мне кажется, этот фактор: определённая "многогранность" тестировщиков, набор знаний и опыта (получаемого через обучение том числе!), причём опыта самого разнообразного, создаёт для него очень широкие возможности для профессионального роста в дальнейшем.
Редактор портала www.it4business.ru
#9
Отправлено 05 мая 2005 - 06:40
Редактор портала www.it4business.ru
#10
Отправлено 17 мая 2005 - 17:59
Пришёл в тестирования с нуля, как и что делать понятия не имел. В конторе провели недельный экскурс по специфике бизнес логики тестируемого продукта и вперёд - тестировать. Тестирование, естественно, было ручное. По прошествии n месяцев работы котора решила предоставить новый вид услуги - перформанс тестинг. Выбрали почему-то на должность специалиста\менеджера по перф тестингу меня. И тут-то началось самое интересное :P Потому что о программировании я понятия не имел (информатика на 1-2ом курсе не в счёт), пришлось спешно изучать труды народа по написанию скриптов и сам скриптовой язык. С грехом пополам освоил некоторые вещи (спасибо также этому форуму) и начал получать удовольствие от работы... :D
Я это к тому что, ИМХО, нет лучшего тренинга чем ты сам и поставленные перед тобой задачи.
Peter Levin
#11
Отправлено 18 мая 2005 - 06:56
И очень правильно. :)Я, если позволите, тоже внесу свой скромный вклад в этот топик
Если говорить обо мне в частности - то соглашусь, для меня тоже так. Увы, заниматься самообучением могут не все. Кому-то некогда, кому-то лень, стимула нет, не видит смысла, и так далее.нет лучшего тренинга чем ты сам и поставленные перед тобой задачи.
#12
Отправлено 18 мая 2005 - 14:06
Ну тут мне кажется вопрос о лени не стоит, программисты да и QA народ как правило ленивый - поэтому изобретательный :)Увы, заниматься самообучением могут не все. Кому-то некогда, кому-то лень, стимула нет, не видит смысла, и так далее.
Суть в том что поставили задачу- реализовывай, если не можешь значит это не твоё место, естесвенно сразу никто ничего не требует, но по прошествии энного количества времени с тебя спросят за твою работу... Так что тут, мне кажется, вопрос необходимости.
Peter Levin
#13
Отправлено 04 июля 2005 - 16:15
Вот не очень понимаю, чего хотят добиться задавая этот на мой взгляд тупиковый вопрос. Проверить искусство веселости и находчивости? Сказать что хочешь стать "рук.группы тестировщиков", значит либо соврать, либо продемонстрировать себя идиотом (вероятность такого события ничтожно мала, если бы человек хотел стать манагером, он на него бы и собеседовался, на всех через год-два мест манагеров не хватит).
#14
Отправлено 05 июля 2005 - 06:49
Ну а если человек предпочитает скрывать, ну что же - его право.
#15
Отправлено 22 июля 2005 - 12:20
Это хорошо... если это не пустые дифирамбы. Много моих знакомых из личного опыта почерпнули следующее: "Не стоит "переборщить" при устройстве на работу - собеседующее лицо может усмотреть в вас потенциального конкурента и не взять на работу, несмотря на большой опыт и знания. Лучше уж в процессе работы заявить о себе."И если в ходе интервью выяснится, что он через пару лет все-таки хочет стать "рук. группы тестировщиков" , это не станет препятствием тому, чтобы взять его сейчас на позицию тестировщика...
Что скажете в ответ на такие утверждения?
#16
Отправлено 22 июля 2005 - 12:44
Я вполне могу себе представить такую ситуацию. Кто-то когда-то рассказывал байку, как к.ф.-м.н. нигде не брали в Штатах работать, по причине over-qualified. Он точно так же поступил, скрыл свой диплом, устроился, отработал год. Потом повесил диплом в рамочке а стенку. Зарплату прибавили.Что скажете в ответ на такие утверждения?
Так что пусть приходит, заявляет, и доказывает свои заявления . Кстати, это подкрепляется системой найма. Мне выгодно брать хороших специалистов, не только потому что лично я отвечаю за их работу на том этапе, когда он еще себя не проявил, но и потому что это выгодно материально. И я вполне допускаю, что это не везде так.
#17
Отправлено 22 июля 2005 - 14:12
Или это ловушка?
А если серьёзно, то случаи с руководителями (в основном среднего звена), которые избавлялись от потенциальных конкурентов, нередки.
Правда со мной такого не было, но при устройстве на работу в тестировании я смыслил мало.
Хотя лично я думаю, что на собеседовании надо говорить правду о своих знаниях, умениях и стремлениях (можно, конечно, немного преувеличить или приуменьшить, но совсем немного). Иначе работа врядли принесёт удовлетворение.
#18
Отправлено 22 июля 2005 - 15:33
А вы где территориально находитесь? Если в Латвии, шлите CV.
#19 Гость_DJ_ZX_*
Отправлено 22 июля 2005 - 15:56
хотя я вот когда устраивался, конечно старался не перебарщивать, но до сих пор смешно вспоминать, как когда мой будущий менеджер спросил меня о операционных системах, то я разошёлся и он вынужден был меня перебить на том, что и с Линуксом, и с полуОСью я знаком
правда и до сих пор и он и кое-кто поглядывают на меня искоса, когда я вслух "вспоминаю" о некоторых вещах "в глубине операционной системы"
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных