Опять О Юзабельности.
#1
Отправлено 04 марта 2004 - 15:11
Кто как не тестировщик сможет понятно растолковать почему это неудобно? Я, к примеру, "провожу за штурвалом" нашей системы (я про приложение которое разрабатывает наша компания), часов по 5 в день в те периоды когда мы забираем систему на тестирование. Думаю, что до пользователей, никто больше нас не видит и не чуствует удобство интерфейса, ни дизайнер, ни разработчик (если не он же дизайнер ;) ).
Так не попробовать ли нам в каком нибудь разделе делится примерами хорошего/плохого интерфейса? Мне вот к примеру нравится находить и использовать приятные моменты в браузере опера, многоим из Вас наверняка нравятся какие-то ососбо вкусные, с точки зрения юзабилити, фичи в других программах - поделимся?
Редактор портала www.it4business.ru
#2
Отправлено 05 марта 2004 - 08:10
А вот с другими тезисами позволю НЕ согласиться.
Во-первых нужно определиться с понятиями. Обычно под "юзабилити -тестированием" понимают полевые испытания на пользователях. При этом, обычно на "неискушенных" и не подготовленных (так сказать в своем натуральном состоянии). С этой точки зрения тестер системы, который "проводит за штурвалом системы кучу времени" подходит менее всего.
Также, вообще говоря, юзабилити-тестирование готового продукта вещь сама по себе не особо ценная (ну найдут на этом этапе КУЧУ ошибок, но продукт уже готов /неработающий продукт пользователю не покажешь/, бюджет проекта на исходе, сроки поджимают, так что в лучшем случае результаты юзабилити-тестирования подшиваются к архиву проекта и может быть могут быть использованы потом для следующего релиза/версии). Начинаться все должно с юзабилити-исследования на этапе проектирования или даже раньше - на этапе сбора требований к системе (см. например http://www.usability....htm#Usability).
Однако же бывает и "экспертная оценка" интерфейса (или вообще удобства использования системы). Но это тоже задача не столько тестера, сколько специалиста по юзабилити (в частности этот человек должен неплохо знать инженерную психологию, а много ли таких тестеров?). Но совмещение ролей, естественно тоже возможно, особенно в маленьких командах.
Что касается примеров плохого/хорошего интерфейса - идея тоже здравая. Но такие "галереи" уже есть, рекомендую для начала всем ознакомиться, например, с этими:
http://www.usability.ru/toader/bad.htm
http://www.usability...toader/good.htm
http://akzhan.midi.r...tect/mshame.htm
http://akzhan.midi.r...itect/mfame.htm
#3
Отправлено 05 марта 2004 - 10:15
Вы сами верно заметили, что зачастую тестируют юзабельность уже когда проект готов, и закладываются на изменения в интерефейсе на следующие версии (понятно что пользователям прийдётся переучиваться - а это не всегда приемлимо, тот же менеджер хочет продавать а не искать куда засунули в этой версии закладочку). И этот момент первый аргумент за привлечение тестеров - достигается возможность изменить откровенно кривой интерфейс на этапе разработки.
Пример из жизни: форма внесения показателей снимаемых с агрегата. Выводятся предыдущие показатели и поля ввода текущих, однако эти два блока расположены не слева-направо: предыдущие-текущие, а наоборот. Глядя на эту форму по многу раз на день, где-то на подсознательном уровне чувствую, что неудобно, почему понять не могу - на второй неделе попросил поменять местами два блока - и понял в чём проблема, я думаю как ни странно слева направо и сверху внизу. Изменения заняли две минуты. Вытянуть подобную просьбу из наших конечных потребителей не удалось бы и за час работы только с этой формой, не говоря уже о том, что специалист-вытягиватель нужен.
Привлекая неподготовленных пользователей (в идеале потребителя системы) мы должны закладываться на издержки проведения такого тестирования с привлечением тех же психологов, которые анализируя поведение поьзователя могу понять что ему неудобно.
Конечно, я не ратую за использование тестеров вместо конечных потребителей, и никоим образом не отметаю необходимость лабораторных испытаний юзабильности интерефейсов, однако давайте говорить в реалиях - многие компании могут похвастаться лабораторией тестирования юзабилити? Вот и выходят потом системы, которые в полном смысле работоспособные, но где-то, в чём-то уступают аналогам заграничным. Вот в таких моментах они зачастую и уступают.
Что касается галерей с примерами - спасибо, интересная штука.
Редактор портала www.it4business.ru
#4
Отправлено 05 марта 2004 - 12:46
Ссылки на галереи и т.д. и т.п. хороши как исходный материал.
Как тестирование юзабилити так и построение процесса практически нигде не описано. Да есть Нильсен, usability.ru, еще куча сайтов, Лебедев наконец. Иногда пишут о том, как должно / не должно выглядеть, иногда как реализовать это в коде иногда ограничиваются общими рассуждениями. Но нужно то не это.
На мой взгляд, должно быть два раздела:
"Организация разработки интерфейса и роль отдела качества в этом процессе"
"Планы и сценарии тестирования интерфейса"
1.
Давайте зададим другой вопрос: Многие компании могут похвастаться штатным дизайнером интерфейсов? А во многих компаниях актуализируются прототипы интерфейсов? Требования к интерфейсам?Многие компании могут похвастаться лабораторией тестирования юзабилити? Вот и выходят потом системы, которые в полном смысле работоспособные, но где-то, в чём-то уступают аналогам заграничным.
Их не так много. А если этого нет, то, что тестировать? "Нет кода - нет багов".
Тестировать интерфейс готовой системы - бред. Более того, если провести грамотное тестирование готовой, отлаженной, запущенной в серию системы и на его основе принять решение об улучшении интерфейса, то это приведет к увеличению стоимости проекта. Примерно в 2- 20 раз.
Нужно описание самого процесса и рекомендации вида:
"Кодирование интерфейса не может быть начато, до того как отдел качества утвердит прототипы ."
2.
Мне совершенно неинтересен код булетов в HTML странице. В первую очередь нужны рекомендации вида:
"Если в HTML странице используется табличное оформление и списки, то эта страница подлежит обязательной загрузке в различных броузерах и сравнению с эталоном."
----------------------------------
При хорошей организации работы подобных ситуаций возникать не должно.Пример из жизни: форма внесения показателей снимаемых с агрегата. Выводятся предыдущие показатели и поля ввода текущих, однако эти два блока расположены не слева-направо: предыдущие-текущие, а наоборот. Глядя на эту форму по многу раз на день, где-то на подсознательном уровне чувствую, что неудобно, почему понять не могу - на второй неделе попросил поменять местами два блока - и понял в чём проблема, я думаю как ни странно слева направо и сверху внизу.
Один из вариантов процесса:
Документ "Требованию к интерфейсу." Поля формы должны следовать так: ...
Пометка QA. Утверждено. Возможно будет еще "Отчет о тестировании требований"
Прототип интерфейса ...
Пометка QA. Выполнено в соответствии с требованиями.
Тест кейсы. Проверить форму редактирования на соответствие прототипу.
Bug Reports Форма редактирования не соответствует прототипам интерфейса.
Ну и все. Собственно тестирование приложения занимает две минуты. Ладно, десять, ведь еще ошибку зафиксировать надо.
--
Сергей Мартыненко
Блог 255 ступеней (байки для оруженосца)
facebook (Дети диаграммы Ганта)
ВебПосиделки клуба имени Френсиса Бэкона
#5
Отправлено 05 марта 2004 - 13:43
Редактор портала www.it4business.ru
#6
Отправлено 09 марта 2004 - 07:50
Либо мы к этому стремимся, либо нет. И хорошо при этом знать к чему стоит стремиться.SALar, всё так при условии что прототипы есть и утверждены - то есть запущен сам процесс принятие спецификации, а значит налажен и работает процесс обеспечения качества.
PS. Скорее всего отдельный раздел не нужен - зачахнет. Достаточно отдельных тредов. Это тоже забавный момент. Сейчас на "форуме тестировщика" около сорока разделов. В результате не один не живет нормально. Будет лучше, если число разделов уменьшить. До 10-12. Учитывая, что часть из них будет разделами, в которые никто, никогда не заглядывает, останется как раз 5-9 рабочих.
--
Сергей Мартыненко
Блог 255 ступеней (байки для оруженосца)
facebook (Дети диаграммы Ганта)
ВебПосиделки клуба имени Френсиса Бэкона
#7
Отправлено 09 марта 2004 - 08:44
А специалист бы понял за 1 минуту :).Глядя на эту форму по многу раз на день, где-то на подсознательном уровне чувствую, что неудобно
А как иначе???? Естественно, привлекаются специалисты, естественно их труд стоит денег. Но никто же не удивляется, что, например, проводятся маркетинговые исследования, привлекаются дорогие маркетологи и т.д.? Хочешь получить конкурентоспособный продукт - трать деньги. Иного выхода нет (впрочем есть - воровать чужие идеи, но это мы не рассматриваем).Привлекая неподготовленных пользователей (в идеале потребителя системы) мы должны закладываться на издержки проведения такого тестирования с привлечением тех же психологов, которые анализируя поведение пользователя могу понять что ему неудобно.
Такие слова обычно не используются. А вот компании, в которых есть штатная должность специалиста по юзабилити и/или проектировщика интерфейсов - знаю предостаточно (навскидку с десяток).однако давайте говорить в реалиях - многие компании могут похвастаться лабораторией тестирования юзабилити
К тому же - уже развит рынок консалтинга в этой области. Есть как частные эксперты-консультанты, так и специализированные фирмы (usethics.ru, uidesign.ru). Услуги их стоят не дешево, но в конечном итоге это окупается.
SALar:
Еще как описано :). В рунете - да, немного, но все равно есть (хотя бы http://www.usethics.ru/process/, http://zdnet.ru/?ID=312401, http://russian.joelo...hapters/1.html). А в "большой сети" один http://www.boxesandarrows.com/ чего стоит :).Как тестирование юзабилити так и построение процесса практически нигде не описано.
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных