Нас не учат «как», нас учат «чему-то»
#81
Отправлено 01 декабря 2008 - 19:58
http://www.siliconta....asp?artId=8883
http://podlipensky.c...t-industry.aspx
http://merle-amber.b...2008/11/it.html
http://blog.tsybulny...bdd0b8d0b5.aspx
http://www.developer.../forum/topic/44
Тренинги для тестировщиков (тестирование производительности, защищенности, тест-дизайн, автоматизация):
Линейка тренингов по Selenium
#82
Отправлено 02 декабря 2008 - 09:39
В последнем номере РБК (11.2008) как раз появилась статья о проблемах образования в России. Ниже я перескажу основные пункты статьи для тех, у кого нет возможности прочитать саму статью.
1. В России практически отсутствует отсев "на входе" ВУЗов, так как практически все выпускники школ поступают в высшее учебное заведение. С одной стороны демографический провал 90-х, а с другой - почти полное бесконтрольное развитие коммерческих учебных заведений. Если сравнивать числа с Советским Союзом, то в те времена в ВУЗы поступало не более 20% выпускников.
По статистике зарубежных стран в той или иной мере после выпуска продолжают обучение:
- в Европе
-- с высшим образованием 47%
-- со средним - 14%
- в США
-- с высшим - 47%
-- со средним - 15%
- в Канаде
-- с высшим - 33%
-- со средним - 8%
Добавлю от себя:
Судя по цифрам практически от 1/3 до 1/2 выпускников продолжают учиться (получают статус ученика и посещают какое-нибудь учебное заведение). Это ведь огромное количество народа. Для того, что бы обеспечить столько учебных мест (даже с учетом распределенности во времени) требуется большая инфраструктура. У нас в России я такой инфраструктуры не вижу.
2. Практикуемая модель обучения подразумевает, что специалист получает багаж знаний, которым он пользуется в течение всей своей трудовой жизни. Но ситуация изменилась. Сейчас многие успевают сменить 3-4 профессии за свою жизнь. Более того, за этот период ряд профессий может просто исчезнуть или трансформироваться до неузнаваемости.
В качестве примера приводится самая консервативная профессия - бухгалтер. "И в советские времена был бухгалтер, и в 90-е, и сейчас. Но это три совершенно разные профессии."
Более того, в США система обучения более всего приспособлена к новым условиям. Ее отличительной особенностью была форма обучения, при которой представители элиты государства могли менять руководящие должности в разных областях деятельности, оставаясь при этом столь же эффективными.
В качестве примера приводится Генри Полсон, Министр финансов США. Он специализировался на английской литературе в Дартмутском колледже, после чего работал в аппарате министра обороны и Белом доме, а так же руководил финансовой корпорацией Goldman Sachs.
3. Одной из важных функций высшего образования считается так называемый "социальный лифт". Выпускникам ВУЗов легче найти более оплачиваемую работу и тем самым повысить свой социальный статус. Но если высшее образование получают все, кто этого хочет, то данная функция не работает.
***
Так что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Если мы не имеем платформы для того, что бы получить конкурентоспособное высшее образование, то необходимо "добирать" его путем самообразования.
#83
Отправлено 03 декабря 2008 - 19:53
Но не отсутствует дифференциация среди ВУЗов! Есть такие, что лучше туда не ходить — так научат, что мозг не исправишь.1. В России практически отсутствует отсев "на входе" ВУЗов, так как практически все выпускники школ поступают в высшее учебное заведение.
В России из школ в ВУЗы поступает около 80% (а может и больше) — итого 7.5 миллионов студенов. Как они бедные без инфраструктуры учатся.Добавлю от себя:
Судя по цифрам практически от 1/3 до 1/2 выпускников продолжают учиться (получают статус ученика и посещают какое-нибудь учебное заведение). Это ведь огромное количество народа. Для того, что бы обеспечить столько учебных мест (даже с учетом распределенности во времени) требуется большая инфраструктура. У нас в России я такой инфраструктуры не вижу.
Сейчас это когда? Сегодня, в этом году, за последние 10 лет, за последние 40 лет?Сейчас многие успевают сменить 3-4 профессии за свою жизнь.
Многие это сколько? Есть хоть кто-то кто знает человека, который сначала был врачом, стал юристом, а потом инженером? Или смена профессии это с дворника на грузчика, с тестировщика на QA инженера?
Я бы даже переход программист -- тестировщик, не причеслял к смене профессии.
Изменились принципы двойного учета, пропало/появилось понятие плана счетов?В качестве примера приводится самая консервативная профессия - бухгалтер. "И в советские времена был бухгалтер, и в 90-е, и сейчас. Но это три совершенно разные профессии."
Пример:
19 век — писатели пишут чернилами на бумаге
20 век — писатели пишут при помощи печатной машинки
21 век — писатели пишут в ворде
Это «три совершенно разные профессии»?
Вот это новость.Более того, в США система обучения более всего приспособлена к новым условиям.
В качестве примера про систему образования целый один пример! Достойно похвалы. Не как у социологов с их статистическими исследованиями, такая муть.В качестве примера приводится Генри Полсон, Министр финансов США.
Не забываем про дифференциацию ВУЗов. Лифт переехал — теперь он «внутри» системы высшего образования, а не «снаружи». Выпускникам хороших ВУЗов легче найти более оплачиваемую работу.3. Одной из важных функций высшего образования считается так называемый "социальный лифт". Выпускникам ВУЗов легче найти более оплачиваемую работу и тем самым повысить свой социальный статус. Но если высшее образование получают все, кто этого хочет, то данная функция не работает.
«Добирать» надо в любом случае, при любой системе образования.Если мы не имеем платформы для того, что бы получить конкурентоспособное высшее образование, то необходимо "добирать" его путем самообразования.
Чубака — это вуки с планеты Киши, но живет Чубака на планете Эндо, а теперь вдумайтесь:
в этом же нет смысла. С какой стати Чубаке, вуки высотой два с половиной метра,
жить среди эвоков, которые чуть выше полуметра. В этом нет абсолютно никакого смысла.
#84
Отправлено 03 декабря 2008 - 21:35
Есть хоть кто-то кто знает человека, который сначала был врачом, стал юристом, а потом инженером?
встречал/знаю людей которые прошли следующие цепочки (кого вспомнил):
(u.s.) программист -> дизайнер полей для гольфа -> риэлтор (иногда берет контракты на дизайн полей для гольфа)
(u.s.) архитектор (строительство) -> программист | тестировщик
(r ) переводчик -> тех.писатель -> бизнесмен (купи/продай)
(r ) переводчик -> юрист
(r ) программист -> бизнесмен (швейное производство) | бизнесмен (купи/продай)
(r, u.s.) военный -> программист | тестировщик | ПМ
(r, u.s.) военный -> бизнесмен
(r, u.s.) военный -> прораб | строитель
(r ) лаборант на заводе (химик) -> секретарь-референт -> юрист
(u.s.) дизайнер/верстка -> сейлз-менеджер -> бизнесмен (купи/продай)
(r, u.s., *) бухгалтер -> программист | тестировщик
(*) школьный учитель -> медсестра
(*) актер (МХАТ) -> медбрат
(*) актер (МХАТ) -> мультипликатор(? или аниматор? как оно зовется-то?)
(r, *) медсестра -> веб-дизайнер
(r ) повар -> фотограф
----
(*) - эмигранты в США
(u.s.) - 100% американец
(r ) - в пределах России
Во всех случаях люди отработали по каждой специальности не менее 2х лет перед сменой профессии.
#85
Отправлено 04 декабря 2008 - 06:41
Добавлю от себя:
Судя по цифрам практически от 1/3 до 1/2 выпускников продолжают учиться (получают статус ученика и посещают какое-нибудь учебное заведение). Это ведь огромное количество народа. Для того, что бы обеспечить столько учебных мест (даже с учетом распределенности во времени) требуется большая инфраструктура. У нас в России я такой инфраструктуры не вижу.
В России из школ в ВУЗы поступает около 80% (а может и больше) — итого 7.5 миллионов студенов. Как они бедные без инфраструктуры учатся.
Сорри, пропустил фразу, что речь идет о выпускниках высших учебных заведений.
#86
Отправлено 04 декабря 2008 - 06:49
А военный после двух лет службы это уже профессия?встречал/знаю людей которые прошли следующие цепочки (кого вспомнил):
Во всех случаях люди отработали по каждой специальности не менее 2х лет перед сменой профессии.
#87
Отправлено 04 декабря 2008 - 07:09
Сейчас многие успевают сменить 3-4 профессии за свою жизнь.
Сейчас это когда? Сегодня, в этом году, за последние 10 лет, за последние 40 лет?
Многие это сколько? Есть хоть кто-то кто знает человека, который сначала был врачом, стал юристом, а потом инженером? Или смена профессии это с дворника на грузчика, с тестировщика на QA инженера?
Я бы даже переход программист -- тестировщик, не причеслял к смене профессии.
Сегодня - это сейчас, в этом году, в этом столетии.
Я знаю достаточно многих людей, кто уже сменил ряд профессий (профессий, в моем понимании, это когда живешь на заработки от этой деятельности). Можно начать с меня: военный - ма-а-аленький предприниматель - юрист - тестировщик
Или одна знакомая девушка: юрист - специалист по подбору персонала - специалист по кадрам
Еще со мной работал мой товарищ: врач скорой помощи - тестировщик - программист-тестировщик
думаю, каждый может привести такие примеры.
Даже мои родители и те сменили: папа - четыре, мама - две профессии. И это не считая увлечения дачей.
Ряд занятий (не профессий) действительно мало изменились за последние сто лет. Как Муссорский или Чайковский сочиняли музыку, так ее сочиняют и сейчас (я имею ввиду, тем же местом). Но профессия композитора изменилась сильно. Мой родственник заканчивает консерваторию в Бельгии на факультете "дирижирование". Так от них требуют знаний того, что Чайковскому даже под кайфом присниться не могло.
Или взять бухгалтеров. Да, основные инструменты учета были придуманы еще в среднем веке. Однако, профессия состоит не только из знания основ. Существует целый набор окружения, который требуется для выполнения своих функций. Уверен, что бухгалтер даже 90-х годов не смог бы сейчас пойти работать без серьезной переподготовки.
Да чего далеко ходить. Возьмем программирование. Смог бы программист начала 90-х без проблем найти себе сейчас работу? Полагаю, что ему потребовалась приложить существенные усилия, что бы соответствовать текущим требованиям. Хотя биты и байты с того времени не изменились. Вот и выходит, что это две разные профессии (с одинаковым названием), так как один не может заменить другого.
С примером про Генри Полсона, это ты хорошо меня поймал на слове! Вот что значит, глазастая молодежь.
Действительно, правильнее было бы написать "в качестве иллюстрации".
Про "лифт" я скажу так.
Кажется только ленивый не пинал наши вузы по поводу взяток. Не миновала чаша сея и самые элитные учебные заведения. Так что сейчас они (элитные вузы) выпускаются скорее не лучших из лучших, а достаточно состоятельных из просто состоятельных.
#88
Отправлено 04 декабря 2008 - 07:10
А военный после двух лет службы это уже профессия?встречал/знаю людей которые прошли следующие цепочки (кого вспомнил):
Во всех случаях люди отработали по каждой специальности не менее 2х лет перед сменой профессии.
В моем понимании "военный" - это когда работал офицером в армии, а не служил срочную службу.
#89
Отправлено 04 декабря 2008 - 08:12
А военный после двух лет службы это уже профессия?встречал/знаю людей которые прошли следующие цепочки (кого вспомнил):
Во всех случаях люди отработали по каждой специальности не менее 2х лет перед сменой профессии.
"не менее 2х лет".
Военный - в данном случае законченное высшеее военное училище + от двух лет службы после. Для США - просто от 2х лет службы, т.к. вся служба контрактная.
В тех случаях для российских военных выслуга была от 20 лет - т.е. военный пенсионер. Для американских - от 5 до 15 лет, насколько я помню.
#90
Отправлено 04 декабря 2008 - 08:42
Им мешал недостаток образования? Или помогала ширина кругозора полученного в ВУЗе?встречал/знаю людей которые прошли следующие цепочки (кого вспомнил):
Во всех случаях люди отработали по каждой специальности не менее 2х лет перед сменой профессии.
Чубака — это вуки с планеты Киши, но живет Чубака на планете Эндо, а теперь вдумайтесь:
в этом же нет смысла. С какой стати Чубаке, вуки высотой два с половиной метра,
жить среди эвоков, которые чуть выше полуметра. В этом нет абсолютно никакого смысла.
#91
Отправлено 04 декабря 2008 - 08:49
"В этом году человек успел сменить три профессии за всю жизнь" -- так получается?Сегодня - это сейчас, в этом году, в этом столетии.
По логике автора статьи, на которую вы ссылаетесь, один и тот же бухгалтер, который сидит на одном и том же месте с 79 года успел три раза сменить профессию.Или взять бухгалтеров.
Да, две недели чтения книги "Thinking in Java" это много. Алгоритмы с тех пор поменялись что-ли? Или логика перестала быть бинарной? Возьмите двух программистов из соседних комнат -- один не сможет заменить другого. Снова две разные профессии?Да чего далеко ходить. Возьмем программирование. Смог бы программист начала 90-х без проблем найти себе сейчас работу? Полагаю, что ему потребовалась приложить существенные усилия, что бы соответствовать текущим требованиям. Хотя биты и байты с того времени не изменились. Вот и выходит, что это две разные профессии (с одинаковым названием), так как один не может заменить другого.
Ничего не подтверждающей иллюстрации.Действительно, правильнее было бы написать "в качестве иллюстрации".
Мы наверно про какие-то разные элитные ВУЗы говорим.Про "лифт" я скажу так.
Кажется только ленивый не пинал наши вузы по поводу взяток. Не миновала чаша сея и самые элитные учебные заведения. Так что сейчас они (элитные вузы) выпускаются скорее не лучших из лучших, а достаточно состоятельных из просто состоятельных.
Чубака — это вуки с планеты Киши, но живет Чубака на планете Эндо, а теперь вдумайтесь:
в этом же нет смысла. С какой стати Чубаке, вуки высотой два с половиной метра,
жить среди эвоков, которые чуть выше полуметра. В этом нет абсолютно никакого смысла.
#92
Отправлено 04 декабря 2008 - 09:23
Уж больно интересно, расскажите про Ваши.. Нельзя опровергать не аргументируя. :)Мы наверно про какие-то разные элитные ВУЗы говорим.
Не знаю, может конечно Америку открою второй раз, но не всегда при поступлении в ВУЗ, абитуриент уверен в выборе специальности, со временем он может найти себя в совершенно другом.Им мешал недостаток образования? Или помогала ширина кругозора полученного в ВУЗе?
И это не проблема конкретных людей, это больше связанно с возрастом при котором поступают, не совсем все определились по жизни.
#93
Отправлено 04 декабря 2008 - 10:14
А утверждать не аргументируя можно? Кроме того, я не опровергал, а указывал на различие позиций.Уж больно интересно, расскажите про Ваши.. Нельзя опровергать не аргументируя. :)Мы наверно про какие-то разные элитные ВУЗы говорим.
Элитные технические ВУЗы: технические факультеты МГУ, ФизТех, Бауманка, МИФИ, технические факультеты СПбГУ, Питерский Институт оптики (название точно не помню, может и не оптики, но его легко узнать посмотрев результаты мировых коммандных олимпиад по программированию). За пределами Москвы и Питера я к сожалению не так сильно разбираюсь.
Согласен, только не понял как это связано с процитированными вопросами.Не знаю, может конечно Америку открою второй раз, но не всегда при поступлении в ВУЗ, абитуриент уверен в выборе специальности, со временем он может найти себя в совершенно другом.Им мешал недостаток образования? Или помогала ширина кругозора полученного в ВУЗе?
И это не проблема конкретных людей, это больше связанно с возрастом при котором поступают, не совсем все определились по жизни.
Чубака — это вуки с планеты Киши, но живет Чубака на планете Эндо, а теперь вдумайтесь:
в этом же нет смысла. С какой стати Чубаке, вуки высотой два с половиной метра,
жить среди эвоков, которые чуть выше полуметра. В этом нет абсолютно никакого смысла.
#94
Отправлено 04 декабря 2008 - 10:34
Это был комментарий к комментарию на цитату:Согласен, только не понял как это связано с процитированными вопросами.
встречал/знаю людей которые прошли следующие цепочки (кого вспомнил):
Во всех случаях люди отработали по каждой специальности не менее 2х лет перед сменой профессии.
#95
Отправлено 04 декабря 2008 - 17:36
Им мешал недостаток образования? Или помогала ширина кругозора полученного в ВУЗе?встречал/знаю людей которые прошли следующие цепочки (кого вспомнил):
Во всех случаях люди отработали по каждой специальности не менее 2х лет перед сменой профессии.
Я не очень понял Ваш вопрос. Мешал/помогал - в чем?
Все люди разные, и ситуации у всех были очень разные. Кому-то одна специальность надоела и он 2 года учился на architectural design, чтобы проектировать поля для гольфа. Кого-то жизнь заставила (боснийская школьная учительница, переучившаяся на медсестру в США).
#96
Отправлено 04 декабря 2008 - 18:32
Менять профессию. Уже, не важно. Я понял и полностью с вами согласен, что есть такая тенденция — часто менять профессию, спасибо за примеры.Я не очень понял Ваш вопрос. Мешал/помогал - в чем?
Важно то, что наличие этой тенденции еще раз подтверждает, что тезис «система высшего образования должна поставлять кадры для бизнеса» неверен.
Еще раз процитирую профессора Сухомлина(http://sukhomlin.liv...520.html#cutid1):
То, что система образования должна, прежде всего, быть ориентированной на человека, на его развитие, и только через развитие человеческого потенциала служить государству и экономике, это бизнес и чиновники понимать не желают.
Чубака — это вуки с планеты Киши, но живет Чубака на планете Эндо, а теперь вдумайтесь:
в этом же нет смысла. С какой стати Чубаке, вуки высотой два с половиной метра,
жить среди эвоков, которые чуть выше полуметра. В этом нет абсолютно никакого смысла.
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных