Отправлено 11 октября 2008 - 00:10
Суть предлагаемого решения в чем? Читать курсы, приближенные к реальному сектору экономики? К тому, что на текущий момент нуждается в специалистах? Да, пожалуйста. Вузы переходят на систему, при которой выпускаются бакалавры с квалификационной работой и общим уровнем знаний. Берите их в свои конторы, год доучивайте за свой счет, используйте. Это компромиссный вариант - и умение учиться, и базовые фундаментальные знания, на основе которых можно девяностодневные тренинги для senior'ов начитывать. С другой стороны, меньше воды на год-полтора от обычного варианта и приемлемые затраты бюджета, чтобы в целом уровень граждан нарастал.
Тем, кто в дальнейшем будет вести научную деятельность, коллайдеры строить, двигать совсем не сиюминутные вещи, создавать новые операционки, а не из мозаики собирать очередную убогую CRM'ку такую же, как у всех, только кнопки красочнее и вместо "удовлетворенности клиента" какая-нибудь "ABC-аналитика" - тем дорога в магистратуру еще на два года. В магистратуру могут пойти и те, кому нужны углубленные знания поверх основы, выданной в первые 4 года. Только вот ведь в чем проблема - семинары там в основном, круглые столы, уйма самостоятельной работы. Очень мало прямого вливания полезностей в головы на "про запас". Магистрант должен уметь работать самостоятельно. Ему могут только дать возможность участвовать без опыта в проектах, к которым в конторе подпустят только после нескольких ступенек карьерной лестницы.
А теперь давайте поговорим о том, кто реально является заказчиком высшего образования. Бизнес? Да, от части, только очень крупный бизнес, в котором достаточно средств для содержания лабораторий, научных городков, поддержки фундаментальных исследований. К примеру, тот же Гугл. Остальным, на самом деле, не нужны люди с дипломом; им нужны люди с навыками и базовым умением искать ответы на поставленные в работе вопросы. Где люди возьмут навыки - проблема самих людей. Если смогли только в универе и работать пошли строго на последнем курсе во время предипломной практики - ну так это само за себя говорит - человек не в состоянии анализировать ситуацию, строить СВОЮ жизнь, избирательно подходить к окружающей действительности. Если на первом курсе на философии и культурологии студенту не удалось понять, что такое "критический анализ" и какую роль он должен играть в жизни специалиста, то зачем он такой в бизнесе? Точнее, в качестве кого он там нужен? Есть же те, кто только до 3-го курса дотянул, работать пошел, на заочку перевелся или вообще забросил учебу. Самостоятельные люди - это, ведь, не исключение? Умение принимать решения в вузе не привьешь насильно.
Так может у нас абитуриенты являются заказчиками образования? Да прям! Выбирающих направление обучения единицы. И чаще всего это как раз те смелые люди, которые бизнесу очень нужны, на которых "заказ" есть не потому что диплом будет правильный, а потому что за этих людей не придется работать. Философия абитурам нужна, и от того они на филфак идут? Чего же потом так редко продолжают карьеру философа? Или это несвязанные вещи? Там же 90% учатся от безисходности - потому что математика в школе ну никак не давалась. Весь заказ таких абитуриентов заключается в "желании" продолжать учиться после школы, потому что ничего другого они не только не умеют, но и не хотят. Учиться - это же так весело... можно бухать с однокурсниками, пять лет с родителями жить, в линейку играть. Нет, все не так? Высшее образование дает возможность поднять уровень своих знаний, стать более интеллигентным? Для этого не достаточно первых двух общеобразовательных лет? Нужно обязательно корочки получить? Мы точно понятия не подменяем?
Давайте на чистоту про заказ. Есть некоторый незначительный процент людей, умеющих распоряжаться своим временем. Они нужны в науке, в бизнесе, в политике, в обществе - везде. Это элита общества, двигатель человечества. Какой у них диплом - вопрос вторичный. Есть привыкшие учиться (девочки очень часто, почему-то) и вынужденные учиться (чтобы родители не доставали, чтобы не напрягаться на работе, чтобы в армию не идти...). Их большинство не только в вузах в качестве студентов. Таких просто большинство. Из них получается средний класс, средне-статистические персонажи статистики, "середнечки" в науке, офисный планктон, смышленные работники на предприятиях, но не больше того. Третья немногочисленная группа - это случайные слушатели, "залетные" студенты. Чаще всего, таких заставляют учиться родители. Им самим как-то без разницы вообще, только напрягает изучать что-либо вообще. Их в аудитории по замутненным глазам хорошо видно. Долго нигде не задерживаются - ни в универе, ни на работе. Исключения, понятное дело, бывают. И пограничные случаи тоже. Это так, общая температура по больнице с разбивкой на посетителей, больных и морг. Очень условно все.